Разбор ЕГЭ по биологии

Дата публикации 05 августа 2025
Разбор ЕГЭ по биологии

ЕГЭ по биологии неизменно лидирует среди экзаменов по выбору. Будущим абитуриентам крайне важно детально разобраться в структуре экзамена и типах предлагаемых заданий.

Что можно брать на ЕГЭ читай здесь.

Структура заданий ЕГЭ по биологии

  • экзаменационная работа по биологии включает две части, различающихся:
  • по своему назначению;
  • форме представления;
  • содержанию;
  • уровню сложности.

Всего КИМ содержит 28 заданий различного уровня сложности:

  • базового;
  • повышенного;
  • высокого

КИМ ЕГЭ по Биологии

Максимальный первичный балл: 57 (часть 1:36, часть 2:21 балл).

Узнайте об изменениях ОГЭ/ЕГЭ в 2026 году
Форма успешно отправлена!
Наш методист свяжется с Вами в ближайшее время
Ошибка при отправке. Попробуйте позже.

Задания ЕГЭ по биологии

В первую часть включены вопросы, проверяющие базовые знания и требующие навыков работы с рисунками и графиками.

Задание 1 включает в себя знания из биологии как науки.

Например,

Задание 1 ЕГЭ по Биологии

Как правильно и быстро выполнить это задание:

  • внимательно прочитайте формулировку задания: определите, к какой категории нужно отнести процесс (Признак живого? Уровень организации? Метод? Раздел биологии?);
  • выделите ключевые слова: определите суть биологического явления/процесса.
  • сопоставьте слова с терминами-категориями: признаки живого, уровни организации, разделы биологии;
  • выберете точный термин;
  • запишите ответ в бланк №1. Строго заглавными буквами, без лишних слов.

Важно! Использовать только общепринятые биологические термины.

Задание 2. Проверка знаний о методах биологической науки.

Задание 2 ЕГЭ по Биологии

Анализ:

  • длина проростков: уменьшится;
  • количество всхожих семян: уменьшится;
  • плавниковая складка: уменьшится (регрессирует);
  • наружные жабры: уменьшится (регрессируют);
  • стенки пробирки запотели: 2) вода;
  • из пробирки выделяется дым и специфический запах: 3) органические вещества.

Чтобы выполнить верно нужны знания из разных разделов: физиология, ботаника, биохимия, а также важно не ошибиться в направлении изменения (уменьшится/увеличится).

Важно: необходимо спрогнозировать изменения ДЛЯ КАЖДОЙ УКАЗАННОЙ ВЕЛИЧИНЫ/СТРУКТУРЫ.

Задание 3. Проверяется умение пользоваться правилами 10 %, Чаргаффа, кумулятивного эффекта, а также генетическая информация в клетке.

Задание 3 ЕГЭ по Биологии

Задание 3 по Биологии ЕГЭ

Внимательно прочитайте вопрос, чтобы четко понять, о каком количественном показателе или правиле спрашивается. Затем, по ключевым словам, нужно распознать раздел (генетика, цитология, экология и т.д.). Подберите соответствующее правило или формулу.

Задание 4. Решение биологической задачи.

Задание 4 ЕГЭ по Биологии

1.Внимательно читайте условие!

Выделите:

  • генотипы родителей;
  • тип наследования;
  • характер доминирования;
  • что нужно найти (количество фенотипов? соотношение фенотипов?).
  1. Определите гаметы родителей.
  2. Спрогнозируйте потомство.
  3. Определите фенотипы потомства.
  4. Определите соотношение фенотипов.
  5. Запишите ответ.

Сложности в выполнении задания:

  • путаница, кто является дигетерозиготой, а кто – гомозиготой;
  • характер доминирования: условие полного доминирования критично. Если бы доминирование было неполным, количество фенотипов могло бы быть больше;
  • путаница между фенотипами и генотипами;
  • формулировка вопроса. Важно четко понять, что спрашивают: количество фенотипов или их соотношение. Иногда могут спросить количество генотипов;
  • неправильное определение гамет;
  • ошибки в соотношении фенотипов;
  • неправильная запись ответа;
  • написание словами («один-один-один-один»);
  • ошибки в применении законов (вместо первого закона Менделя применяют третий).

В заданиях 5-6 предлагается поработать с рисунком и текстом.

Задание 5-6 по Биологии ЕГЭ

В данном случае:

  • требуется точное визуальное распознавание: признаки фаз нужно знать четко;
  • контекст (митоз или мейоз). Важно помнить ключевые отличия (наличие двух делений, конъюгация гомологов в профазе I, кроссинговер, расхождение гомологов в анафазе I);
  • тип клетки (животная или растительная): в телофазе у животных клеток образуется перетяжка, у растений – клеточная пластинка. Центриоли видны обычно только у животных клеток.

Вопрос 7-8 направлен на проверку знаний о клетке и организме как биологической системе; Селекции; Биотехнологии.

Задание 7-8 ЕГЭ Биология

В задании можно заметить тонкую грань между селекцией и биотехнологией. Главное не путать:

  • генную инженерию (перенос генов) и клеточную инженерию (работа с целыми клетками);
  • клеточную инженерию (создание гибридных клеток) и культуру тканей (просто выращивание);
  • биотехнологические методы (генная инженерия) и методы индуцированного мутагенеза (колхицин, радиация) в селекции;
  • неверная интерпретация терминов;
  • смешение цели и метода: выбор пункта определенного пункта только потому, что биотехнология может давать гибридные растения, игнорируя, что утверждение не описывает метод биотехнологии.

Рекомендуем: внимательно прочитать вопрос, вспомнить ключевые признаки методов, анализировать КАЖДОЕ предложенное утверждение.

Узнайте проходные баллы ОГЭ/ЕГЭ в 2026 году
Оставьте заявку, и мы проинформируем Вас обо всех нововведениях
Форма успешно отправлена!
Наш методист свяжется с Вами в ближайшее время
Ошибка при отправке. Попробуйте позже.

Трудные задания ЕГЭ по биологии

Блок заданий 9-12 традиционно относится к наиболее сложным разделам экзамена, поскольку требует глубокого понимания разделов о многообразии организмов, а также опытах ученых.

Задание 9 ЕГЭ по Биологии

Рекомендация: внимательно прочитайте ВВОДНЫЙ ТЕЗИС. Выделите ключевые слова, которые нужно подтвердить. Анализируйте КАЖДОЕ предложенное утверждение (пункт) по очереди. Записывайте номера выбранных пунктов в ответ без пробелов и запятых.

Частые ловушки:

  • ученики видят верное утверждение о биологическом объекте или предмете и автоматически хотят его выбрать, забывая, что оно может не относиться к конкретному описанию в задании.
  • недостаточное знание достижений ученого: если ученик не знает, что Пастер открыл анаэробов (микробиология) или разработал вакцины (иммунология), он не сможет правильно сопоставить пункты;
  • выбор ВСЕХ верных утверждений;
  • механическое угадывание или выбор по ассоциации.

На нашем сайты вы можете прочитать полный разбор 12 задания ЕГЭ по биологии.

В заданиях 13-16 необходимо уметь работать с рисунками, на которых изображены биологические объекты организма человека.

Задание 13-16 Биология ЕГЭ

Стекловидное тело — прозрачное вещество, заполняющее пространство между хрусталиком и сетчаткой, отмечено на рисунке цифрой 7.

Если ученик невнимателен к деталям рисунка, то он может пропустить ключевые ориентиры (хрусталик, сетчатка, зрительный нерв).

В вопросах 17-19 необходимо уметь сопоставлять информацию.

Задание 17-19 ЕГЭ Биология

Установим соответствие между животными и средами обитания, в которых происходит их размножение:

1.  Водная:

  • Б) дельфин афалина;
  • В) тритон гребенчатый;
  • Д) тростниковая жаба.

2.  Наземно- воздушная:

  • А) водяной удав;
  • Г) гребнистый крокодил.

Удав и крокодил — ЭТО ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ, они размножаются на суше.

Ответ: 21121.

Обязательно нужно знать среды обитания животных и растений, а также их классы.

Особое внимание уделяется человеку и его здоровью в задании 20.

Задание 20 ЕГЭ по Биологии

Задание 20 ЕГЭ по Биологии пояснение

  1. Внимательно изучите рисунок.
  2. Затем определите тип ткани.
  3. Проверьте, что выбранные характеристики и локализация логично соответствуют выбранному типу ткани и тому, что изображено на рисунке.

Вопрос 21 направлен на проверку навыков анализа и интерпретации графиков.

Задание 21 ЕГЭ Биология

Задание 21 ЕГЭ по Биологии пояснение

  • Внимательно прочитайте текст, подписи к осям графика, легенду графика/таблицы, названия строк/столбцов.
  • Проанализируйте данные и КАЖДОЕ предложенное утверждение.
  • Выберите только те утверждения, которые СТРОГО подтверждаются данными.

Сложности при выполнении задания:

  • анализ графиков: правильное чтение осей, столбцов, легенды. Понимание, что показывает высота столбика;
  • логика вывода: утверждение должно непосредственно следовать из данных;
  • неправильный анализ графика;
  • выбор утверждений, противоречащих данным;
  • ошибка в записи ответа: записать номера не в порядке возрастания (например, 42) или с пробелами/запятыми.

Задания 2 части ЕГЭ по биологии

Вторая часть экзамена проверяет продвинутые навыки выпускника: способность к обобщению, обработке информации и аргументации теории.

В вопросах 22 -23 требуется применить биологические знания в практических ситуациях.

Задание 22-23 ЕГЭ Биология

Как правильно выполнить задание? Во-первых, внимательно прочитайте описание эксперимента. Во-вторых, выделите:

  • Объект исследования: что изучается?
  • Независимая переменная: что изменяет исследователь?
  • Зависимая переменная: что измеряют?
  • Контролируемые переменные: что поддерживается постоянным?

Предлагаем ознакомиться с полным разбором 22 задания ЕГЭ по биологии.

В задании 24 нужно дать характеристику изображения биологического объекта.

Задание 24 ЕГЭ по Биологии

Задание 23 Биология ЕГЭ

Ключевые требования:

  • точное определение рас;
  • выбор признаков с разными адаптивными функциями (например, защита от солнца, терморегуляция и т.д.);
  • научное объяснение каждого признака.
  • Выбор адаптивных признаков для расы с рисунка (негроидной).
  • Необходимо выбрать 3 признака, относящихся к разным адаптивным механизмам:
  1. Тёмная кожа:
  • адаптация: защита от уф-излучения;
  • объяснение: меланин блокирует избыточное излучение, предотвращает ожоги и разрушение фолиевой кислоты.
  1. Курчавые волосы:
  • адаптация: терморегуляция;
  • объяснение: воздушная прослойка между волосами защищает голову от перегрева.
  1. Широкий нос и пухлые губы:
  • адаптация: охлаждение организма;
  • объяснение: увеличивает площадь испарения влаги, снижая температуру тела.

Критерии выбора:

  • признаки должны относиться к разным системам (кожа, волосы, дыхание);
  • объяснения — строго научные, без мифов (например, не писать «курчавые волосы для красоты»).

Вопросы 25-26 требуют интеграции знаний о человеке, биологическом разнообразии и фундаментальных биологических концепциях.

Пример задания: Каковы основания для выделения грибов в самостоятельное царство?

Ответ:

  • грибы представлены одно- и многоклеточными формами с телом из гифов;
  • они сочетают признаки растений (неограниченный рост, клеточная стенка) и животных (наличие хитина в стенке, запасное вещество – гликоген, выделение мочевины, гетеротрофность);
  • размножаются половым и бесполым путями (спорами, почкованием, фрагментами мицелия).

Сложности:

  • необходимо указать комплекс уникальных признаков, а не единичный (например, только хитин);
  • следует избегать неконкретных утверждений («они особенные») и приводить строгие биологические аргументы.

Требования к ответу: структурированное изложение, демонстрирующее, что совокупность признаков делает грибы эволюционно обособленной группой, не относящейся однозначно ни к растениям, ни к животным. Используйте данные характеристики как основу, дополняя их деталями.

В Заданиях 27-28 проверяется умение решать биологические задачи.

Задание 27-28 ЕГЭ по Биологии

Задание 27-28 Биология ЕГЭ

Актуально!

  • правильное определение генотипов родителей;
  • построение решетки Пеннета;
  • формулировка закона: нужно не только назвать закон, но и указать причину его проявления (гены в разных парах хромосом).

Совет: четко определите генотипы родителей до построения решетки.  Для каждой клетки решетки определить генотип и фенотип потомка. Убедитесь, что все генотипы потомков логичны и соотношение фенотипов 3:3:1:1 соответствует решетке.

Выберите предмет и получите скидки и бонусы при подготовке к ОГЭ/ЕГЭ
Оставьте заявку, и мы включим Вас в бонусную программу
Форма успешно отправлена!
Наш методист свяжется с Вами в ближайшее время
Ошибка при отправке. Попробуйте позже.

Подготовка к ЕГЭ по биологии

Перейдем к основным правилам эффективной подготовки к ЕГЭ. Эти принципы помогут вам:

  • упорядочить изучение материала;
  • не допускать распространенных ошибок;
  • рационально распорядиться временем.

Специально под особенности экзамена мы подготовили практические советы для работы с теорией и выполнения заданий всех видов:

Этап 1. Разбор заданий (1–2 недели):

  • решите демоверсию ЕГЭ, чтобы понять свои слабые места;
  • выпишите темы, которые вызывают затруднения.

Этап 2. Теория + практика (2–3 месяца):

  • постепенно изучайте темы из кадификатора ЕГЭ по биологии;
  • 2–3 раза в неделю разбирайте новую тему и закрепляйте ее на практике с помощью решения заданий из сборников и сайтов.

Этап 3. Решение полных вариантов:

  • каждую неделю пишите полный вариант ЕГЭ;
  • анализируйте ошибки и повторяйте проблемные темы.

Запомните! Подготовиться за день, неделю или месяц к сдаче ЕГЭ невозможно! Лучше начинать системную подготовку за год до начала экзаменов! В таком случае вас не настигнет выгорание и экзамены оставят приятные эмоции.

Если сомневаетесь в самостоятельной подготовке, то приглашаем вас на очные занятия с опытными педагогами в наш репетиторский центр «ПедСистема». Мы поможем закрыть «пробелы» в знаниях и получить «отлично» на ЕГЭ по биологии! Записаться на пробное тестирование с целью определения уровня подготовленности на данный момент можно по номеру: +78007005407.

 

button-icon
bg-img
Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ