
ЕГЭ по биологии неизменно лидирует среди экзаменов по выбору. Будущим абитуриентам крайне важно детально разобраться в структуре экзамена и типах предлагаемых заданий.
Что можно брать на ЕГЭ читай здесь.
Структура заданий ЕГЭ по биологии
- экзаменационная работа по биологии включает две части, различающихся:
- по своему назначению;
- форме представления;
- содержанию;
- уровню сложности.
Всего КИМ содержит 28 заданий различного уровня сложности:
- базового;
- повышенного;
- высокого
Максимальный первичный балл: 57 (часть 1:36, часть 2:21 балл).
Задания ЕГЭ по биологии
В первую часть включены вопросы, проверяющие базовые знания и требующие навыков работы с рисунками и графиками.
Задание 1 включает в себя знания из биологии как науки.
Например,
Как правильно и быстро выполнить это задание:
- внимательно прочитайте формулировку задания: определите, к какой категории нужно отнести процесс (Признак живого? Уровень организации? Метод? Раздел биологии?);
- выделите ключевые слова: определите суть биологического явления/процесса.
- сопоставьте слова с терминами-категориями: признаки живого, уровни организации, разделы биологии;
- выберете точный термин;
- запишите ответ в бланк №1. Строго заглавными буквами, без лишних слов.
Важно! Использовать только общепринятые биологические термины.
Задание 2. Проверка знаний о методах биологической науки.
Анализ:
- длина проростков: уменьшится;
- количество всхожих семян: уменьшится;
- плавниковая складка: уменьшится (регрессирует);
- наружные жабры: уменьшится (регрессируют);
- стенки пробирки запотели: 2) вода;
- из пробирки выделяется дым и специфический запах: 3) органические вещества.
Чтобы выполнить верно нужны знания из разных разделов: физиология, ботаника, биохимия, а также важно не ошибиться в направлении изменения (уменьшится/увеличится).
Важно: необходимо спрогнозировать изменения ДЛЯ КАЖДОЙ УКАЗАННОЙ ВЕЛИЧИНЫ/СТРУКТУРЫ.
Задание 3. Проверяется умение пользоваться правилами 10 %, Чаргаффа, кумулятивного эффекта, а также генетическая информация в клетке.
Внимательно прочитайте вопрос, чтобы четко понять, о каком количественном показателе или правиле спрашивается. Затем, по ключевым словам, нужно распознать раздел (генетика, цитология, экология и т.д.). Подберите соответствующее правило или формулу.
Задание 4. Решение биологической задачи.
1.Внимательно читайте условие!
Выделите:
- генотипы родителей;
- тип наследования;
- характер доминирования;
- что нужно найти (количество фенотипов? соотношение фенотипов?).
- Определите гаметы родителей.
- Спрогнозируйте потомство.
- Определите фенотипы потомства.
- Определите соотношение фенотипов.
- Запишите ответ.
Сложности в выполнении задания:
- путаница, кто является дигетерозиготой, а кто – гомозиготой;
- характер доминирования: условие полного доминирования критично. Если бы доминирование было неполным, количество фенотипов могло бы быть больше;
- путаница между фенотипами и генотипами;
- формулировка вопроса. Важно четко понять, что спрашивают: количество фенотипов или их соотношение. Иногда могут спросить количество генотипов;
- неправильное определение гамет;
- ошибки в соотношении фенотипов;
- неправильная запись ответа;
- написание словами («один-один-один-один»);
- ошибки в применении законов (вместо первого закона Менделя применяют третий).
В заданиях 5-6 предлагается поработать с рисунком и текстом.
В данном случае:
- требуется точное визуальное распознавание: признаки фаз нужно знать четко;
- контекст (митоз или мейоз). Важно помнить ключевые отличия (наличие двух делений, конъюгация гомологов в профазе I, кроссинговер, расхождение гомологов в анафазе I);
- тип клетки (животная или растительная): в телофазе у животных клеток образуется перетяжка, у растений – клеточная пластинка. Центриоли видны обычно только у животных клеток.
Вопрос 7-8 направлен на проверку знаний о клетке и организме как биологической системе; Селекции; Биотехнологии.
В задании можно заметить тонкую грань между селекцией и биотехнологией. Главное не путать:
- генную инженерию (перенос генов) и клеточную инженерию (работа с целыми клетками);
- клеточную инженерию (создание гибридных клеток) и культуру тканей (просто выращивание);
- биотехнологические методы (генная инженерия) и методы индуцированного мутагенеза (колхицин, радиация) в селекции;
- неверная интерпретация терминов;
- смешение цели и метода: выбор пункта определенного пункта только потому, что биотехнология может давать гибридные растения, игнорируя, что утверждение не описывает метод биотехнологии.
Рекомендуем: внимательно прочитать вопрос, вспомнить ключевые признаки методов, анализировать КАЖДОЕ предложенное утверждение.
Трудные задания ЕГЭ по биологии
Блок заданий 9-12 традиционно относится к наиболее сложным разделам экзамена, поскольку требует глубокого понимания разделов о многообразии организмов, а также опытах ученых.
Рекомендация: внимательно прочитайте ВВОДНЫЙ ТЕЗИС. Выделите ключевые слова, которые нужно подтвердить. Анализируйте КАЖДОЕ предложенное утверждение (пункт) по очереди. Записывайте номера выбранных пунктов в ответ без пробелов и запятых.
Частые ловушки:
- ученики видят верное утверждение о биологическом объекте или предмете и автоматически хотят его выбрать, забывая, что оно может не относиться к конкретному описанию в задании.
- недостаточное знание достижений ученого: если ученик не знает, что Пастер открыл анаэробов (микробиология) или разработал вакцины (иммунология), он не сможет правильно сопоставить пункты;
- выбор ВСЕХ верных утверждений;
- механическое угадывание или выбор по ассоциации.
На нашем сайты вы можете прочитать полный разбор 12 задания ЕГЭ по биологии.
В заданиях 13-16 необходимо уметь работать с рисунками, на которых изображены биологические объекты организма человека.
Стекловидное тело — прозрачное вещество, заполняющее пространство между хрусталиком и сетчаткой, отмечено на рисунке цифрой 7.
Если ученик невнимателен к деталям рисунка, то он может пропустить ключевые ориентиры (хрусталик, сетчатка, зрительный нерв).
В вопросах 17-19 необходимо уметь сопоставлять информацию.
Установим соответствие между животными и средами обитания, в которых происходит их размножение:
1. Водная:
- Б) дельфин афалина;
- В) тритон гребенчатый;
- Д) тростниковая жаба.
2. Наземно- воздушная:
- А) водяной удав;
- Г) гребнистый крокодил.
Удав и крокодил — ЭТО ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ, они размножаются на суше.
Ответ: 21121.
Обязательно нужно знать среды обитания животных и растений, а также их классы.
Особое внимание уделяется человеку и его здоровью в задании 20.
- Внимательно изучите рисунок.
- Затем определите тип ткани.
- Проверьте, что выбранные характеристики и локализация логично соответствуют выбранному типу ткани и тому, что изображено на рисунке.
Вопрос 21 направлен на проверку навыков анализа и интерпретации графиков.
- Внимательно прочитайте текст, подписи к осям графика, легенду графика/таблицы, названия строк/столбцов.
- Проанализируйте данные и КАЖДОЕ предложенное утверждение.
- Выберите только те утверждения, которые СТРОГО подтверждаются данными.
Сложности при выполнении задания:
- анализ графиков: правильное чтение осей, столбцов, легенды. Понимание, что показывает высота столбика;
- логика вывода: утверждение должно непосредственно следовать из данных;
- неправильный анализ графика;
- выбор утверждений, противоречащих данным;
- ошибка в записи ответа: записать номера не в порядке возрастания (например, 42) или с пробелами/запятыми.
Задания 2 части ЕГЭ по биологии
Вторая часть экзамена проверяет продвинутые навыки выпускника: способность к обобщению, обработке информации и аргументации теории.
В вопросах 22 -23 требуется применить биологические знания в практических ситуациях.
Как правильно выполнить задание? Во-первых, внимательно прочитайте описание эксперимента. Во-вторых, выделите:
- Объект исследования: что изучается?
- Независимая переменная: что изменяет исследователь?
- Зависимая переменная: что измеряют?
- Контролируемые переменные: что поддерживается постоянным?
Предлагаем ознакомиться с полным разбором 22 задания ЕГЭ по биологии.
В задании 24 нужно дать характеристику изображения биологического объекта.
Ключевые требования:
- точное определение рас;
- выбор признаков с разными адаптивными функциями (например, защита от солнца, терморегуляция и т.д.);
- научное объяснение каждого признака.
- Выбор адаптивных признаков для расы с рисунка (негроидной).
- Необходимо выбрать 3 признака, относящихся к разным адаптивным механизмам:
- Тёмная кожа:
- адаптация: защита от уф-излучения;
- объяснение: меланин блокирует избыточное излучение, предотвращает ожоги и разрушение фолиевой кислоты.
- Курчавые волосы:
- адаптация: терморегуляция;
- объяснение: воздушная прослойка между волосами защищает голову от перегрева.
- Широкий нос и пухлые губы:
- адаптация: охлаждение организма;
- объяснение: увеличивает площадь испарения влаги, снижая температуру тела.
Критерии выбора:
- признаки должны относиться к разным системам (кожа, волосы, дыхание);
- объяснения — строго научные, без мифов (например, не писать «курчавые волосы для красоты»).
Вопросы 25-26 требуют интеграции знаний о человеке, биологическом разнообразии и фундаментальных биологических концепциях.
Пример задания: Каковы основания для выделения грибов в самостоятельное царство?
Ответ:
- грибы представлены одно- и многоклеточными формами с телом из гифов;
- они сочетают признаки растений (неограниченный рост, клеточная стенка) и животных (наличие хитина в стенке, запасное вещество – гликоген, выделение мочевины, гетеротрофность);
- размножаются половым и бесполым путями (спорами, почкованием, фрагментами мицелия).
Сложности:
- необходимо указать комплекс уникальных признаков, а не единичный (например, только хитин);
- следует избегать неконкретных утверждений («они особенные») и приводить строгие биологические аргументы.
Требования к ответу: структурированное изложение, демонстрирующее, что совокупность признаков делает грибы эволюционно обособленной группой, не относящейся однозначно ни к растениям, ни к животным. Используйте данные характеристики как основу, дополняя их деталями.
В Заданиях 27-28 проверяется умение решать биологические задачи.
Актуально!
- правильное определение генотипов родителей;
- построение решетки Пеннета;
- формулировка закона: нужно не только назвать закон, но и указать причину его проявления (гены в разных парах хромосом).
Совет: четко определите генотипы родителей до построения решетки. Для каждой клетки решетки определить генотип и фенотип потомка. Убедитесь, что все генотипы потомков логичны и соотношение фенотипов 3:3:1:1 соответствует решетке.
Подготовка к ЕГЭ по биологии
Перейдем к основным правилам эффективной подготовки к ЕГЭ. Эти принципы помогут вам:
- упорядочить изучение материала;
- не допускать распространенных ошибок;
- рационально распорядиться временем.
Специально под особенности экзамена мы подготовили практические советы для работы с теорией и выполнения заданий всех видов:
Этап 1. Разбор заданий (1–2 недели):
- решите демоверсию ЕГЭ, чтобы понять свои слабые места;
- выпишите темы, которые вызывают затруднения.
Этап 2. Теория + практика (2–3 месяца):
- постепенно изучайте темы из кадификатора ЕГЭ по биологии;
- 2–3 раза в неделю разбирайте новую тему и закрепляйте ее на практике с помощью решения заданий из сборников и сайтов.
Этап 3. Решение полных вариантов:
- каждую неделю пишите полный вариант ЕГЭ;
- анализируйте ошибки и повторяйте проблемные темы.
Запомните! Подготовиться за день, неделю или месяц к сдаче ЕГЭ невозможно! Лучше начинать системную подготовку за год до начала экзаменов! В таком случае вас не настигнет выгорание и экзамены оставят приятные эмоции.
Если сомневаетесь в самостоятельной подготовке, то приглашаем вас на очные занятия с опытными педагогами в наш репетиторский центр «ПедСистема». Мы поможем закрыть «пробелы» в знаниях и получить «отлично» на ЕГЭ по биологии! Записаться на пробное тестирование с целью определения уровня подготовленности на данный момент можно по номеру: +78007005407.