11 задание ЕГЭ по биологии

Дата публикации 22 августа 2025
11 задание ЕГЭ по биологии

Задания формата 11 направлены на оценку глубины знаний о ключевых систематических группах — вирусах, растениях, грибах, животных — и их специфических характеристиках.

Задание 11 в ЕГЭ по биологии: теория

Готовьтесь перейти от механического запоминания к осознанному анализу — это и есть секрет успеха в задании 11.

Разнообразие организмов:

Характерные признаки Царства Растения (отличия от других царств):

  • клеточная стенка на основе целлюлозы: окружает клетки, обеспечивая структурную опору и защиту;
  • наличие пластид: специализированные органеллы, включая хлоропласты (для фотосинтеза), лейкопласты (для запасания) и хромопласты (пигментация);
  • прикрепленный образ жизни;
  • крахмал как основное запасное вещество;
  • неограниченный рост в течение онтогенеза: способность к верхушечному (апикальному) росту на протяжении большей части жизни;
  • регуляция процессов фитогормонами: рост, развитие и реакции на среду контролируются специфическими растительными гормонами (ауксины, гиббереллины, цитокинины и др.).

Полный разбор ЕГЭ по биологии читайте здесь.

Характеристика Царства Животные:

  • гетеротрофный способ питания: потребляют готовые органические вещества и занимают трофические уровни консументов;
  • для многих видов характерен ярко выраженный половой диморфизм – значительные различия между особями мужского и женского пола по размеру, форме, окраске или строению;
  • тело образовано дифференцированными тканями (нервная, мышечная, эпителиальная, соединительная);
  • запасное вещество – гликоген;
  • отсутствие целлюлозной клеточной стенки;
  • ограниченный рост: рост организма прекращается по достижении характерного для вида размера.

Характеристика Царства Грибы:

  • геном грибов по своей организации (наличие интронов, структура промоторов) занимает промежуточное положение между прокариотами и эукариотами, но является эукариотическим;
  • тело представлено мицелием (грибницей) – системой ветвящихся гиф;
  • обладает неограниченным апикальным (верхушечным) ростом и неподвижно;
  • характерно как бесполое (вегетативное фрагментацией мицелия, спорами: конидиями, спорангиоспорами), так и половое размножение (с образованием специализированных спор: аскоспор, базидиоспор, зигоспор);
  • клеточная стенка состоит из хитина;
  • клетки часто многоядерные (особенно у низших грибов);
  • особенности метаболизма: обладают уникальным путем синтеза аминокислоты лизина (через α-аминопимелиновую кислоту), отличающимся от пути синтеза лизина у животных и растений;
  • основное запасное вещество – гликоген (как у животных).

Ознакомьтесь с правилами выполнения 22 задания.

Основные признаки Царства Вирусы:

  • неклеточная форма жизни: вирусы не являются клетками и не имеют клеточного строения.;
  • способны размножаться только внутри живых клеток хозяина, используя их метаболический аппарат; вне клетки они существуют в виде покоящихся частиц (вирионов);
  • генетический материал: одна нуклеиновая кислота – либо ДНК, либо РНК (однонитевая или двунитевая);
  • генетический материал окружен капсидом – белковой оболочкой, состоящей из повторяющихся субъединиц (капсомеров); у некоторых вирусов есть дополнительная липопротеиновая оболочка (суперкапсид), происходящая от мембраны клетки-хозяина;
  • генетический материал вируса содержит информацию, необходимую для «перепрограммирования» клетки-хозяина на синтез вирусных компонентов и сборку новых вирусных частиц.

Пример генетической связи в задании ЕГЭ по биологии: «Цианобактерии (Бактерии) → Лишайник (Симбиоз гриба + водоросли) → Мох (Растения)». Здесь проверяют понимание, что лишайник — не царство, а симбиотический организм.

Узнайте проходные баллы ОГЭ/ЕГЭ в 2026 году
Оставьте заявку, и мы проинформируем Вас обо всех нововведениях
Форма успешно отправлена!
Наш методист свяжется с Вами в ближайшее время
Ошибка при отправке. Попробуйте позже.

Пример выполнения задания 11 в ЕГЭ по биологии

Рассмотрим типичные примеры:

11 задание ЕГЭ по биологии

11 задание ЕГЭ по биологии

Почему другие варианты НЕ подходят?

  • Два круга кровообращения: неверно.

Два круга кровообращения (большой и малый) характерны для наземных позвоночных: птиц и млекопитающих (теплокровных), а также, частично, для земноводных и пресмыкающихся. У рака нет разделения кругов кровообращения из-за незамкнутой системы и отсутствия легких (он дышит жабрами). Кровь не делится строго на артериальную и венозную.

  • Развитие с неполным превращением: неверно.

«Неполное превращение» характерно для некоторых насекомых (тараканы, клопы, кузнечики, стрекозы): яйцо -> личинка (нимфа), похожая на взрослую особь -> имаго. У ракообразных (рак) развитие чаще прямое (без метаморфоза) или с полным превращением (у некоторых групп, но не у речных раков!). У речного рака из яйца выходит маленький рачок, похожий на взрослого (прямое развитие).

  • Теплокровность: неверно.

Теплокровность – способность поддерживать постоянную температуру тела за счет внутреннего метаболизма. Это характерно только для птиц и млекопитающих. Рак – холоднокровное (пойкилотермное) животное, его температура зависит от температуры окружающей среды.

Важно научиться видеть ловушки в вопросах ЕГЭ по биологии, распознавать скрытые взаимосвязи и уверенно выбирать правильные ответы, даже когда все варианты кажутся отчасти верными.

Выберите предмет и получите скидки и бонусы при подготовке к ОГЭ/ЕГЭ
Оставьте заявку, и мы включим Вас в бонусную программу
Форма успешно отправлена!
Наш методист свяжется с Вами в ближайшее время
Ошибка при отправке. Попробуйте позже.

Типичные ошибки в задании 11 ЕГЭ по биологии и как их избежать

Одной из самых сложных тем в подготовке к ЕГЭ по биологии является систематика животных и запоминание характеристик разных таксономических групп. Для эффективного усвоения этого материала рекомендуются современные методы визуализации — интеллект-карты и кубики-конструкторы, специально разработанные на основе анализа типичных ошибок выпускников.

Интеллект-карты— это графические схемы, которые помогают организовать информацию иерархически, выделяя центральное понятие (например, тип животных) и распределяя от него ветви с ключевыми характеристиками. Например, от центральной ветви «Членистоногие» можно провести связи к признакам: «незамкнутая кровеносная система», «трахейное или жаберное дыхание», «развитие с метаморфозом». Такой подход позволяет:

  • наглядно увидеть взаимосвязи между признаками;
  • быстро повторить большой объем информации перед экзаменом;
  • выделить цветом или значками самые сложные моменты (например, типы эмбрионального развития).

Кубики-конструкторы — это физические или цифровые инструменты, где на гранях кубиков написаны характеристики (например, «замкнутая КС», «вторичноротые», «прямое развитие»). Учащиеся могут комбинировать их, составляя правильные комбинации для конкретных групп животных. Например, для хордовых нужно собрать кубики с признаками: «вторичноротые», «замкнутая КС», «трехслойные». Этот метод особенно полезен для:

  • интерактивного запоминания через игру;
  • отработки навыка классификации;
  • исправления типичных ошибок через многократное повторение правильных комбинаций.

Какие ошибки могут возникнуть?

Путаница в основных характеристиках групп (системы органов, эмбриология):

  • приписать замкнутую КС членистоногим или незамкнутую – кольчатым червям;
  • не знать, кто первично-/вторичноротый;
  • не отличать двухслойных от трехслойных; путать типы развития (прямое, непрямое с полным/неполным превращением).

Как избежать:

  • составьте сводную таблицу по типам животных.

Запомните ключевые связи:

  • первичноротые: Плоские, Круглые, Кольчатые черви, Моллюски, Членистоногие;
  • вторичноротые: Иглокожие, Хордовые;
  • двухслойные (диплобласты): Губки, Кишечнополостные;
  • трехслойные (триплобласты): все остальные типы животных;
  • незамкнутая КС: Членистоногие, большинство Моллюсков;
  • замкнутая КС: Кольчатые черви, все Хордовые;
  • прямое развитие: Рыбы, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие, некоторые Членистоногие (рак);
  • развитие с превращением (метаморфоз): Насекомые (большинство), Земноводные, многие Моллюски, некоторые Членистоногие (крабы, креветки);
  • теплокровность: Только Птицы и Млекопитающие.

Важно! Уделите особое внимание признакам первичноротости, количеству зародышевых листков и типу кровеносной системы у разных типов – это самые частые темы, которые вызывают затруднения. Использование интеллект-карт и кубиков-конструкторов позволит не только запомнить информацию, но и научиться применять её на практике, избегая типичных ошибок. Удачи на ЕГЭ!

Начать готовиться к ЕГЭ в ПедСистеме
button-icon
bg-img
Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ