Центры происхождения культурных растений для ОГЭ по биологии

Дата публикации 27 августа 2025
Центры происхождения культурных растений для ОГЭ по биологии

Центры происхождения культурных растений: что нужно знать для ОГЭ по биологии?

Для успешной сдачи ОГЭ по биологии важно понимать не только современные законы наследственности, но и историю одомашнивания растений. Наиболее полный ответ на вопрос, откуда родом привычные нам культуры, дал великий русский ученый Николай Иванович Вавилов.

Основой для создания теории стали не кабинетные размышления, а масштабная практическая работа. В первой половине XX века Н.И. Вавилов организовал десятки экспедиций по всему миру.

В ходе своих путешествий ученый собрал огромную коллекцию семян и растений. Он заметил, что разнообразие сортов тех или иных культур сосредоточено не случайным образом, а в строго определенных регионах планеты, которые часто совпадали с очагами древнейших земледельческих цивилизаций. Анализируя собранные образцы, Вавилов не только устанавливал родственные связи между ними, но и предсказывал, какие полезные свойства можно у них выделить.

Так родилась теория, которая связала воедино ботанику, генетику и историю.

Какие семь основных географических центров нужно знать для ОГЭ по биологии?

В результате кропотливой работы Вавилов выделил семь основных географических центров, каждый из которых подарил человечеству уникальный набор сельскохозяйственных растений.

Давайте подробно рассмотрим каждый из этих центров:

  • Южноазиатский тропический: царство риса и специй: этот центр, включающий Индию, Индокитай и острова Юго-Восточной Азии, является самым богатым. Он дал миру примерно треть всех культурных растений. Главный подарок — рис, а также сахарный тростник, множество тропических фруктов (банан, манго, цитрусовые) и пряностей (черный перец);
  • Восточноазиатский: земля сои и гречихи: Центральный и Восточный Китай, Корея и Япония являются родиной многих важных культур. Отсюда произошли соя, просо и гречиха, а также множество плодовых деревьев — слива, вишня, хурма. Здесь же был окультурен женьшень;
  • Юго-Западноазиатский: колыбель злаков: Малая и Средняя Азия (включая Кавказ) стали родиной главных хлебов человечества — пшеницы, ячменя и ржи. Также отсюда родом многие бобовые (горох, чечевица), виноград, яблоня, груша и различные орехи;
  • Средиземноморский: очаг овощей и маслин: страны, окружающие Средиземное море, подарили миру огромное количество овощных и кормовых культур. Это капуста, свекла, морковь, петрушка, укроп, а также оливы, виноград и многие виды бобовых;
  • Абиссинский: уникальный африканский очаг: на относительно небольшой территории Эфиопского нагорья сформировался самостоятельный центр. Его главными дарами являются особые виды пшеницы и ячменя, а также зерновая культура сорго и знаменитый кофе;
  • Центральноамериканский: дар Нового Света: Южная Мексика стала родиной растений, без которых сегодня сложно представить нашу жизнь. Самое важное из них — кукуруза. Также отсюда произошли фасоль, тыква, подсолнечник, какао, табак и хлопчатник;
  • Южноамериканский: родина картофеля и томата: Западное побережье Южной Америки (Анды) — это центр, который подарил Европе и всему миру картофель и томат. Также здесь были окультурены ананас, арахис, хинное дерево и каучуконосная гевея.

Эта теория является обязательной темой для изучения в курсе биологии 9 класса и часто включается в задания ОГЭ.

Примеры заданий в ОГЭ по биологии

Правильное определение родины растения не только проверяет память, но и понимание логики и закономерностей, открытых Вавиловым, что особенно важно для успешного выполнения заданий второй части экзамена:

Центры происхождения культурных растений для ОГЭ по биологии

Центры происхождения культурных растений для ОГЭ по биологии

Центры происхождения культурных растений для ОГЭ по биологии

Таким образом, для безошибочного выполнения заданий по этой теме необходимо твердо помнить ключевые культуры каждого из центров происхождения. Лучший способ закрепить этот материал — не просто заучивать, а понимать географическую и историческую привязку каждого растения. Систематическое повторение и решение тренировочных заданий, подобных приведенным выше, помогут уверенно справиться с любыми вопросами на экзамене, касающимися вклада Н.И. Вавилова и происхождения культурных растений.

Выберите предмет и получите скидки и бонусы при подготовке к ОГЭ/ЕГЭ
Оставьте заявку, и мы включим Вас в бонусную программу
Форма успешно отправлена!
Наш методист свяжется с Вами в ближайшее время
Ошибка при отправке. Попробуйте позже.

Как легко запомнить центры происхождения растений для ОГЭ по биологии?

Одной из самых объемных тем в кодификаторе ОГЭ по биологии является теория Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Запомнить все семь центров и их «растительных питомцев» — задача непростая. Зубрежка здесь малоэффективна и скучна. Гораздо лучше использовать современные техники запоминания — мнемонику, карточки и игровые форматы, которые превратят подготовку в увлекательный и, главное, результативный процесс:

  • метод карточек: классический и самый мощный инструмент для запоминания любой информации. Возьмите плотную бумагу или используйте приложения типа Anki или Quizlet. На одной стороне карточки напишите название центра (например, «Южноазиатский тропический»), а на обороте — его ключевые культуры (рис, сахарный тростник, огурец, цитрусовые, манго):
  • прямой вопрос: перемешивайте колоду, тяните карточку и пытайтесь назвать все растения этого центра;
  • обратный вопрос: посмотрите на список растений и попробуйте угадать его родину;
  • разложите все карточки с названиями центров. Затем возьмите отдельные карточки с названиями растений (или списком) и распределите их по «своим» центрам.
  • настольная игра «Кулинарное путешествие»: создайте игровое поле с континентами. Ваша задача — «приготовить» блюдо. Бросьте кубик, переместите фишку. Если выпал на центр, вы должны назвать 2-3 растения из этого региона, которые можно использовать в кулинарии. Например, попали в Средиземноморье — называете оливы, виноград, пшеницу для пасты. Назвал верно — получаешь «ингредиент». Кто первый соберет рецепт, тот победил!
  • мнемонические приемы: короткий стишок для Восточноазиатского:

В Китае и Японии, знай,

Посеяли сою и просо не зря.

Там гречиха цветет,

И женьшень растет!

Использование игровых методов и карточек не просто делает подготовку веселее. Оно задействует несколько видов памяти одновременно: зрительную, моторную (когда вы перебираете карточки) и ассоциативную. Это в разы увеличивает скорость и прочность запоминания.

Регулярно уделяя всего 15-20 минут в день таким играм, вы доведете знание центров Вавилова до автоматизма и сможете решать любые тестовые задания на экзамене быстро и без ошибок.

Хотите проработать эту и другие темы по биологии с опытным наставником, который знает еще десятки эффективных техник запоминания? Приходите в наш репетиторский центр «ПедСистема»! Мы поможем вам систематизировать знания, отработать решение заданий второй части и уверенно сдать ОГЭ на высокий балл.

Начать готовиться к ОГЭ в ПедСистеме
button-icon
bg-img
Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ