
ОГЭ по биологии 9 класс
ОГЭ по биологии стабильно входит в число наиболее востребованных экзаменов по выбору у выпускников 9-х классов. Его выбирают более 80% учащихся, часто руководствуясь кажущейся простотой материала и интересом к живой природе. Однако внешняя доступность материала часто обманчива. Экзамен требует комплексного понимания разнообразных тем. Успешная сдача ОГЭ по биологии предполагает не только знание терминов и фактов, но и умение анализировать схемы, решать задачи, сравнивать биологические процессы и делать выводы.
Ключевыми разделами для подготовки остаются:
- ботаника;
- зоология;
- анатомия;
- общая биология.
В ОГЭ по биологии 2026 года изменений в структуре и содержании контрольно-измерительных материалов (КИМ) не предусмотрено. Эксперты ФИПИ продолжили работу над совершенствованием заданий в рамках существующего формата.
Главный секрет высокого результата заключается в умении видеть взаимосвязи между теорией и реальными биологическими процессами, а также в регулярной тренировке с использованием актуальных материалов.
Биология ОГЭ баллы
Максимальный балл ОГЭ по биологии в 2026 году — 47. Экзаменационная работа состоит из 26 заданий, из них 21 с записью краткого ответа и 5 с развёрнутым.
Система оценивания заданий первой части:
- №1–3, 6, 8, 12, 14, 15, 20 — 1 балл;
- №4, 5, 7, 9–11, 16–19, 21 — 2 балла;
- №13 — 3 балла.
Задания второй части оцениваются следующим образом: номера 22 и 23 — 2 балла, а задания №24–26 — 3 балла.
Шкала пересчёта суммарного первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале:
- «2» — 0–12 баллов;
- «3» — 13–25 баллов;
- «4» — 26–37 баллов;
- «5» — 38–47 баллов.
Помните: даже несколько дополнительных баллов могут оказаться решающими при переходе на более высокий отметочный уровень. Системная подготовка и внимательность гарантируют уверенность на экзамене и высокий итоговый результат.
ФИПИ ОГЭ биология
Федеральный институт педагогических измерений определил ключевые векторы развития ОГЭ по биологии:
- усиление практико-ориентированной составляющей через задания с анализом экспериментальных данных и решением биологических задач;
- расширение блока работы с визуальной информацией: интерпретация схем, графиков физиологических процессов, микрофотографий клеток;
- включение заданий на экологическую и гигиеническую грамотность с применением знаний в реальных жизненных ситуациях;
- усиление межпредметных связей с химией (биохимические процессы) и географией (распространение видов, экосистемы).
Институт акцентирует, что успешная сдача экзамена требует не механического запоминания терминов, а формирования целостного понимания биологических систем и процессов.
Это отражается в новых типах заданий, где учащийся должен демонстрировать умение анализировать взаимосвязи организмов и среды, прогнозировать последствия антропогенного воздействия и объяснять механизмы жизнедеятельности с позиции системного подхода.
Задания ОГЭ по биологии
Задания в ОГЭ по биологии 2026 года (на основе актуальной демоверсии ФИПИ) ориентированы на проверку комплекса знаний и умений. Их можно разделить на несколько типов:
- задания на знание биологических терминов и понятий:
Ответ:2
Почему другие варианты не подходят:
- синтез жиров — это функция гладкой эндоплазматической сети;
- синтез АТФ — происходит в митохондриях (клеточное дыхание) и хлоропластах (фотосинтез);
- деление клетки — контролируется ядром и цитоскелетом, а не мембраной напрямую.
Как запомнить теорию для этого задания?
Визуализируйте функции:
- нарисуйте клетку и подпишите функции каждой структуры;
- используйте цветовые коды для разных функций.
Практикуйтесь в сравнении:
- составляйте таблицы для сравнения функций разных органелл;
- создавайте карточки с названиями органелл на одной стороне и их функциями — на другой.
- задания на работу с визуальной информацией:
Анализ графика:
- ось X (время в часах): от 0 до 16 часов;
- ось Y (число особей): от 0 до 600;
- график начинается с плавного роста (0–4 часа), затем резко ускоряется (4–12 часов), после чего рост замедляется и выходит на плато (12–16 часов).
Ответ:34
Как запомнить теорию для этого задания?
Поймите основные типы кривых роста популяции:
- J-образная кривая — экспоненциальный рост без ограничений;
- S-образная кривая — логистический рост с ограничением.
Запомните ключевые фазы роста популяции:
- лаг-фаза — медленный начальный рост;
- экспоненциальная фаза — быстрый рост;
- стационарная фаза — стабилизация численности;
- фаза спада- снижение численности.
Понимание того, как меняется скорость размножения в разные периоды времени, помогает глубже усвоить экологические понятия о росте популяций и ограничивающих факторах, что является важной частью подготовки к ОГЭ по биологии.
- задания на анализ текста и интерпретацию данных:
Разберем текст:
- пропуск А: правильный термин — нейрон (3), так как это основная клетка нервной системы;
- ошибка: миоцит (1) — клетка мышечной ткани, сома (2) — тело нейрона, но не функциональная единица;
- пропуск Б: это дендриты (8), которые принимают сигналы от других нейронов;
- ошибка: аксон (6) — длинный отросток, проводящий сигнал от тела;
- пропуск В: это аксон (6), передающий импульсы к другим клеткам;
- ошибка: дендрит (8) проводит сигнал к телу, а не от него;
- пропуск Г: это синапсы (5) — структуры, обеспечивающие передачу сигнала между нейронами;
- ошибка: рефлекс (4) — ответная реакция организма, а не структура ткани.
Ответ: 3865
Как запомнить теорию для этого задания?
Визуальные ассоциации:
- нарисуйте нейрон и подпишите все части;
- используйте разные цвета для разных элементов:
- тело нейрона – синий;
- дендриты — зеленые (принимают сигналы);
- аксон — красный (передает сигналы);
- синапсы — желтые (места соединения).
Функциональные аналогии:
- нейрон — как дерево: корни (дендриты), ствол (аксон), крона (тело клетки);
- синапс — как дверной звонок: передает сигнал от одной клетки к другой.
Задания с развёрнутым ответом:
Объяснение с позиций современных знаний:
- летучие мыши используют эхолокацию — способность издавать ультразвуковые сигналы (неслышимые человеческим ухом) и улавливать их отражение от предметов;
- большие ушные раковины усиливают приём отражённых сигналов;
- мозг анализирует задержку и направление звука, позволяя мышам строить «звуковую карту» пространства;
- этот механизм позволяет им точно определять расположение, размер и движение объектов даже в полной темноте.
Систематизация знаний по разделам и регулярная практика решения задач — ключ к высокому результату на экзамене.
Демоверсия ОГЭ по биологии
Проанализируем задания из ОГЭ по биологии:
Задание 1 демоверсии ОГЭ по биологии 2026
Первое задание в демоверсии ОГЭ по биологии 2026 года наглядно демонстрирует, как экзамен проверяет умение выпускников распознавать фундаментальные биологические понятия в конкретных практических ситуациях. Оно представлено в формате альтернативных вопросов, основанных на визуальном материале, что требует от учащихся не только знания теории, но и способности применять ее для анализа изображения. Успешное выполнение этого задания служит основой для уверенной работы над последующими, более сложными вопросами:
Ответы:
- раздражимость;
- врач, медсестра;
- наблюдение.
Данное задание проверяет знания из следующих разделов курса биологии:
- биология как наука. Проверяет знание методов биологических исследований (например, наблюдение) и понимание роли биологии в жизни общества (биологические профессии: врач, эколог, зоолог и т.д.);
- общие свойства живых организмов. Проверяет знание фундаментальных признаков жизни, таких как раздражимость (способность реагировать на воздействия окружающей среды), что является одним из главных отличий живого от неживого;
- знание научных методов биологического исследования, в данном случае — наблюдения.
Умение точно и лаконично формулировать ответ в соответствии с предложенной визуальной подсказкой формирует навык, необходимый для решения целого ряда заданий ОГЭ.
Как легко запомнить теорию для задания 1 ОГЭ по биологии: карточки, игры и хитрые приемы
Ошибка из-за невнимательности или забывчивости может стоить драгоценных баллов. Как же надежно запомнить все общие свойства живого, биологические профессии и научные методы? Забудьте о скучной зубрежке! Мы предлагаем превратить подготовку в увлекательную игру с помощью карточек, мнемотехник и простых игр.
Разбор 1 задания ОГЭ по биологии читайте в отдельном материале.
Игры — лучший способ проверить свои знания на скорость и задействовать ассоциативное мышление, что критически важно для быстрого решения первого задания:
- «биологическое лото»: создайте игровые поля с картинками (например, фото ученого с биноклем, животного, проявляющего агрессию, человека в белом халате). Ведущий (друг, родитель) тянет карточку с термином и зачитывает его. Ваша задача — быстро найти на своем поле картинку, которая соответствует этому термину, и закрыть ее фишкой;
Пример: ведущий говорит «раздражимость». Вы находите картинку с шипящей кошкой и закрываете ее.
- «угадай профессию/метод»: один игрок описывает профессию или метод, не называя их, а другие должны угадать.
Такие игры не только делают подготовку веселой, но и учат мгновенно подбирать правильный термин к визуальному образу, что и требуется в реальном задании ОГЭ.
Задание 2 демоверсии ОГЭ по биологии 2026
Задание № 2 в ОГЭ по биологии проверяет фундаментальное знание основ систематики — умение классифицировать организмы по царствам живой природы. Это задание является базовым и требует четкого понимания ключевых признаков, отличающих представителей разных царств. Успешное выполнение этого задания закладывает основу для решения более сложных вопросов, связанных с экологией, строением и жизнедеятельностью организмов:
Ответ: 2134.
Объяснение ответа:
- Опёнок зимний (А) — это гриб, который относится к царству Грибы (2). Он имеет мицелий и плодовые тела, характерные для грибов;
- Клостридия ботулиновая (Б) — бактерия, вызывающая ботулизм. Относится к царству Бактерии (1), так как это прокариотический одноклеточный организм;
- Муравей лесной (В) — насекомое, которое является частью царства Животные (3). Все членистоногие (насекомые, пауки, раки) относятся к этому царству;
- Тисс ягодный (Г) — хвойное дерево, которое относится к царству Растения (4). Это многолетнее фотосинтезирующее растение.
Для надежного запоминания царств живой природы и их представителей создайте карточки-пары. На одной карточке напишите название организма, а на другой — название царства. Перемешайте карточки и пытайтесь подобрать пары, проверяя себя. Это метод активного припоминания, который укрепляет нейронные связи.
Задание 6 демоверсии ОГЭ по биологии 2026
Задание № 6 в ОГЭ по биологии проверяет знание медицинского оборудования и его практического применения в биологических исследованиях и медицинской практике. Это задание требует от учащихся умения визуально идентифицировать приборы и понимать их основные функции, что является важным элементом биологической грамотности. Успешное выполнение такого задания демонстрирует способность связывать теоретические знания с практическими аспектами биологии и медицины:
Ответ:1
На рисунке изображён аппарат УЗИ (ультразвуковой диагностический прибор). Вот как его можно описать:
- он состоит из монитора (для вывода изображения внутренних органов);
- датчика-трансдьюсера (которым водят по телу пациента);
- панели управления (для настройки параметров исследования).
Почему другие варианты не подходят:
- 2) Спирометр — прибор для измерения объёма лёгких (выглядит как устройство с трубкой, в которую пациент выдыхает воздух);
- 3) Флюорограф — аппарат для рентгеновского обследования грудной клетки (крупный стационарный прибор с экраном и излучателем);
- 4) Фонендоскоп — инструмент для прослушивания сердца и лёгких (состоит из наушников и резиновой трубки с мембраной).
Как запомнить теорию для этого задания?
Создайте ассоциативные карточки:
- на одной стороне карточки разместите изображение прибора;
- на другой стороне напишите его название и основную функцию;
- регулярно проверяйте себя, пытаясь угадать прибор по изображению.
Таким образом, распознавание медицинских приборов и понимание их функций позволяет не только успешно выполнять экзаменационные задания, но и формирует целостное представление о практическом применении биологических знаний.
В рамках этого обзора мы разобрали лишь несколько заданий из демонстрационного варианта ОГЭ по биологии, чтобы продемонстрировать разнообразие тем и форматов вопросов. Однако для уверенной подготовки и высокого результата необходим системный разбор всех типов задач — от тестов на знание строения клетки до анализа экологических пирамид и решения генетических задач.
Если вы хотите отработать каждый критерий оценивания, научиться избегать типичных ошибок в интерпретации заданий и понять логику составителей экзамена — приглашаем в центр ОГЭ – «ПедСистема». Наши эксперты не только объяснят теоретический материал, но и помогут выработать эффективную стратегию выполнения даже самых сложных заданий.
Подготовка к ОГЭ по биологии
Пошаговый план подготовки к ОГЭ по биологии 2026 для учащихся и родителей:
- анализ структуры экзамена: внимательно изучите официальные материалы на сайте ФИПИ — кодификатор и спецификацию. Это поможет понять распределение баллов за задания и ключевые темы экзамена;
- диагностика текущего уровня: пройдите демонстрационный вариант ОГЭ и специализированные тесты. Это определит сильные и слабые стороны в знаниях и позволит выстроить приоритеты в изучении тем;
- составление персонального графика: на основе диагностики разработайте реалистичный план подготовки. Распределите время на изучение каждого модуля (ботаника, зоология, анатомия, общая биология), учитывая регулярность занятий;
- активная практическая работа: решайте задания из открытого банка ФИПИ и варианты прошлых лет. Систематическое выполнение типовых задач научит распознавать формулировки и сократит время на реальном экзамене.
Такой подход гарантирует не только усвоение теории, но и формирование уверенных навыков решения экзаменационных заданий.
Профессиональная поддержка при подготовке к ОГЭ по биологии помогает избежать распространённых ошибок и выработать эффективную стратегию работы с экзаменационными материалами. В центре подготовки к ОГЭ/ЕГЭ «ПедСистема» каждый ученик получает:
- индивидуальный план изучения тем в соответствии с требованиями ФИПИ;
- системный мониторинг прогресса с акцентом на сложные разделы (физиология, экология);
- коррекцию пробелов в знаниях через разбор типичных ошибок в заданиях второй части;
- регулярные тренировки в формате, максимально приближенном к реальному экзамену.
Помните: высокий результат на ОГЭ по биологии достигается благодаря способности анализировать взаимосвязи в биологических системах, интерпретировать научные данные и применять теоретические знания к реальным жизненным ситуациям. Эти компетенции формируют основу для дальнейшего изучения естественных наук и развития естественнонаучной грамотности, необходимой в современном мире.