ОГЭ по биологии: оценивание, мнение ФИПИ, разбор демоверсии 2026

Дата публикации 28 августа 2025
ОГЭ по биологии: оценивание, мнение ФИПИ, разбор демоверсии 2026

ОГЭ по биологии 9 класс

ОГЭ по биологии стабильно входит в число наиболее востребованных экзаменов по выбору у выпускников 9-х классов. Его выбирают более 80% учащихся, часто руководствуясь кажущейся простотой материала и интересом к живой природе. Однако внешняя доступность материала часто обманчива. Экзамен требует комплексного понимания разнообразных тем. Успешная сдача ОГЭ по биологии предполагает не только знание терминов и фактов, но и умение анализировать схемы, решать задачи, сравнивать биологические процессы и делать выводы.

Ключевыми разделами для подготовки остаются:

  • ботаника;
  • зоология;
  • анатомия;
  • общая биология.

В ОГЭ по биологии 2026 года изменений в структуре и содержании контрольно-измерительных материалов (КИМ) не предусмотрено. Эксперты ФИПИ продолжили работу над совершенствованием заданий в рамках существующего формата.

Главный секрет высокого результата заключается в умении видеть взаимосвязи между теорией и реальными биологическими процессами, а также в регулярной тренировке с использованием актуальных материалов.

Биология ОГЭ баллы

Максимальный балл ОГЭ по биологии в 2026 году — 47. Экзаменационная работа состоит из 26 заданий, из них 21 с записью краткого ответа и 5 с развёрнутым.

Система оценивания заданий первой части:

  • №1–3, 6, 8, 12, 14, 15, 20 — 1 балл;
  • №4, 5, 7, 9–11, 16–19, 21 — 2 балла;
  • №13 — 3 балла.

Задания второй части оцениваются следующим образом: номера 22 и 23 — 2 балла, а задания №24–26 — 3 балла.

Шкала пересчёта суммарного первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале:

  • «2» — 0–12 баллов;
  • «3» — 13–25 баллов;
  • «4» — 26–37 баллов;
  • «5» — 38–47 баллов.

Помните: даже несколько дополнительных баллов могут оказаться решающими при переходе на более высокий отметочный уровень. Системная подготовка и внимательность гарантируют уверенность на экзамене и высокий итоговый результат.

ФИПИ ОГЭ биология

Федеральный институт педагогических измерений определил ключевые векторы развития ОГЭ по биологии:

  • усиление практико-ориентированной составляющей через задания с анализом экспериментальных данных и решением биологических задач;
  • расширение блока работы с визуальной информацией: интерпретация схем, графиков физиологических процессов, микрофотографий клеток;
  • включение заданий на экологическую и гигиеническую грамотность с применением знаний в реальных жизненных ситуациях;
  • усиление межпредметных связей с химией (биохимические процессы) и географией (распространение видов, экосистемы).

Институт акцентирует, что успешная сдача экзамена требует не механического запоминания терминов, а формирования целостного понимания биологических систем и процессов.

Это отражается в новых типах заданий, где учащийся должен демонстрировать умение анализировать взаимосвязи организмов и среды, прогнозировать последствия антропогенного воздействия и объяснять механизмы жизнедеятельности с позиции системного подхода.

Узнайте об изменениях ОГЭ/ЕГЭ в 2026 году
Форма успешно отправлена!
Наш методист свяжется с Вами в ближайшее время
Ошибка при отправке. Попробуйте позже.

Задания ОГЭ по биологии

Задания в ОГЭ по биологии 2026 года (на основе актуальной демоверсии ФИПИ) ориентированы на проверку комплекса знаний и умений. Их можно разделить на несколько типов:

  • задания на знание биологических терминов и понятий:

ОГЭ по биологии: оценивание, мнение ФИПИ, разбор демоверсии 2026

Ответ:2

Почему другие варианты не подходят:

  • синтез жиров — это функция гладкой эндоплазматической сети;
  • синтез АТФ — происходит в митохондриях (клеточное дыхание) и хлоропластах (фотосинтез);
  • деление клетки — контролируется ядром и цитоскелетом, а не мембраной напрямую.

Как запомнить теорию для этого задания?

Визуализируйте функции:

  • нарисуйте клетку и подпишите функции каждой структуры;
  • используйте цветовые коды для разных функций.

Практикуйтесь в сравнении:

  • составляйте таблицы для сравнения функций разных органелл;
  • создавайте карточки с названиями органелл на одной стороне и их функциями — на другой.
  • задания на работу с визуальной информацией:

ОГЭ по биологии: оценивание, мнение ФИПИ, разбор демоверсии 2026

Анализ графика:

  • ось X (время в часах): от 0 до 16 часов;
  • ось Y (число особей): от 0 до 600;
  • график начинается с плавного роста (0–4 часа), затем резко ускоряется (4–12 часов), после чего рост замедляется и выходит на плато (12–16 часов).

Ответ:34

Как запомнить теорию для этого задания?

Поймите основные типы кривых роста популяции:

  • J-образная кривая — экспоненциальный рост без ограничений;
  • S-образная кривая — логистический рост с ограничением.

Запомните ключевые фазы роста популяции:

  • лаг-фаза — медленный начальный рост;
  • экспоненциальная фаза — быстрый рост;
  • стационарная фаза — стабилизация численности;
  • фаза спада- снижение численности.

Понимание того, как меняется скорость размножения в разные периоды времени, помогает глубже усвоить экологические понятия о росте популяций и ограничивающих факторах, что является важной частью подготовки к ОГЭ по биологии.

  • задания на анализ текста и интерпретацию данных:

ОГЭ по биологии: оценивание, мнение ФИПИ, разбор демоверсии 2026

Разберем текст:

  • пропуск А: правильный термин — нейрон (3), так как это основная клетка нервной системы;
  • ошибка: миоцит (1) — клетка мышечной ткани, сома (2) — тело нейрона, но не функциональная единица;
  • пропуск Б: это дендриты (8), которые принимают сигналы от других нейронов;
  • ошибка: аксон (6) — длинный отросток, проводящий сигнал от тела;
  • пропуск В: это аксон (6), передающий импульсы к другим клеткам;
  • ошибка: дендрит (8) проводит сигнал к телу, а не от него;
  • пропуск Г: это синапсы (5) — структуры, обеспечивающие передачу сигнала между нейронами;
  • ошибка: рефлекс (4) — ответная реакция организма, а не структура ткани.

Ответ: 3865

Как запомнить теорию для этого задания?

Визуальные ассоциации:

  • нарисуйте нейрон и подпишите все части;
  • используйте разные цвета для разных элементов:
  • тело нейрона – синий;
  • дендриты — зеленые (принимают сигналы);
  • аксон — красный (передает сигналы);
  • синапсы — желтые (места соединения).

Функциональные аналогии:

  • нейрон — как дерево: корни (дендриты), ствол (аксон), крона (тело клетки);
  • синапс — как дверной звонок: передает сигнал от одной клетки к другой.

Задания с развёрнутым ответом:

ОГЭ по биологии: оценивание, мнение ФИПИ, разбор демоверсии 2026

Объяснение с позиций современных знаний:

  • летучие мыши используют эхолокацию — способность издавать ультразвуковые сигналы (неслышимые человеческим ухом) и улавливать их отражение от предметов;
  • большие ушные раковины усиливают приём отражённых сигналов;
  • мозг анализирует задержку и направление звука, позволяя мышам строить «звуковую карту» пространства;
  • этот механизм позволяет им точно определять расположение, размер и движение объектов даже в полной темноте.

Систематизация знаний по разделам и регулярная практика решения задач — ключ к высокому результату на экзамене.

Выберите предмет и получите скидки и бонусы при подготовке к ОГЭ/ЕГЭ
Оставьте заявку, и мы включим Вас в бонусную программу
Форма успешно отправлена!
Наш методист свяжется с Вами в ближайшее время
Ошибка при отправке. Попробуйте позже.

Демоверсия ОГЭ по биологии

Проанализируем задания из ОГЭ по биологии:

Задание 1 демоверсии ОГЭ по биологии 2026

Первое задание в демоверсии ОГЭ по биологии 2026 года наглядно демонстрирует, как экзамен проверяет умение выпускников распознавать фундаментальные биологические понятия в конкретных практических ситуациях. Оно представлено в формате альтернативных вопросов, основанных на визуальном материале, что требует от учащихся не только знания теории, но и способности применять ее для анализа изображения. Успешное выполнение этого задания служит основой для уверенной работы над последующими, более сложными вопросами:

ОГЭ по биологии: оценивание, мнение ФИПИ, разбор демоверсии 2026

ОГЭ по биологии: оценивание, мнение ФИПИ, разбор демоверсии 2026

Ответы:

  • раздражимость;
  • врач, медсестра;
  • наблюдение.

Данное задание проверяет знания из следующих разделов курса биологии:

  • биология как наука. Проверяет знание методов биологических исследований (например, наблюдение) и понимание роли биологии в жизни общества (биологические профессии: врач, эколог, зоолог и т.д.);
  • общие свойства живых организмов. Проверяет знание фундаментальных признаков жизни, таких как раздражимость (способность реагировать на воздействия окружающей среды), что является одним из главных отличий живого от неживого;
  • знание научных методов биологического исследования, в данном случае — наблюдения.

Умение точно и лаконично формулировать ответ в соответствии с предложенной визуальной подсказкой формирует навык, необходимый для решения целого ряда заданий ОГЭ.

Как легко запомнить теорию для задания 1 ОГЭ по биологии: карточки, игры и хитрые приемы

Ошибка из-за невнимательности или забывчивости может стоить драгоценных баллов. Как же надежно запомнить все общие свойства живого, биологические профессии и научные методы? Забудьте о скучной зубрежке! Мы предлагаем превратить подготовку в увлекательную игру с помощью карточек, мнемотехник и простых игр.

Разбор 1 задания ОГЭ по биологии читайте в отдельном материале.

Игры — лучший способ проверить свои знания на скорость и задействовать ассоциативное мышление, что критически важно для быстрого решения первого задания:

  • «биологическое лото»: создайте игровые поля с картинками (например, фото ученого с биноклем, животного, проявляющего агрессию, человека в белом халате). Ведущий (друг, родитель) тянет карточку с термином и зачитывает его. Ваша задача — быстро найти на своем поле картинку, которая соответствует этому термину, и закрыть ее фишкой;

Пример: ведущий говорит «раздражимость». Вы находите картинку с шипящей кошкой и закрываете ее.

  • «угадай профессию/метод»: один игрок описывает профессию или метод, не называя их, а другие должны угадать.

Такие игры не только делают подготовку веселой, но и учат мгновенно подбирать правильный термин к визуальному образу, что и требуется в реальном задании ОГЭ.

Задание 2 демоверсии ОГЭ по биологии 2026

Задание № 2 в ОГЭ по биологии проверяет фундаментальное знание основ систематики — умение классифицировать организмы по царствам живой природы. Это задание является базовым и требует четкого понимания ключевых признаков, отличающих представителей разных царств. Успешное выполнение этого задания закладывает основу для решения более сложных вопросов, связанных с экологией, строением и жизнедеятельностью организмов:

ОГЭ по биологии: оценивание, мнение ФИПИ, разбор демоверсии 2026

Ответ: 2134.

Объяснение ответа:

  • Опёнок зимний (А) — это гриб, который относится к царству Грибы (2). Он имеет мицелий и плодовые тела, характерные для грибов;
  • Клостридия ботулиновая (Б) — бактерия, вызывающая ботулизм. Относится к царству Бактерии (1), так как это прокариотический одноклеточный организм;
  • Муравей лесной (В) — насекомое, которое является частью царства Животные (3). Все членистоногие (насекомые, пауки, раки) относятся к этому царству;
  • Тисс ягодный (Г) — хвойное дерево, которое относится к царству Растения (4). Это многолетнее фотосинтезирующее растение.

Для надежного запоминания царств живой природы и их представителей создайте карточки-пары. На одной карточке напишите название организма, а на другой — название царства. Перемешайте карточки и пытайтесь подобрать пары, проверяя себя. Это метод активного припоминания, который укрепляет нейронные связи.

Задание 6 демоверсии ОГЭ по биологии 2026

Задание № 6 в ОГЭ по биологии проверяет знание медицинского оборудования и его практического применения в биологических исследованиях и медицинской практике. Это задание требует от учащихся умения визуально идентифицировать приборы и понимать их основные функции, что является важным элементом биологической грамотности. Успешное выполнение такого задания демонстрирует способность связывать теоретические знания с практическими аспектами биологии и медицины:

ОГЭ по биологии: оценивание, мнение ФИПИ, разбор демоверсии 2026

Ответ:1

На рисунке изображён аппарат УЗИ (ультразвуковой диагностический прибор). Вот как его можно описать:

  • он состоит из монитора (для вывода изображения внутренних органов);
  • датчика-трансдьюсера (которым водят по телу пациента);
  • панели управления (для настройки параметров исследования).

Почему другие варианты не подходят:

  • 2) Спирометр — прибор для измерения объёма лёгких (выглядит как устройство с трубкой, в которую пациент выдыхает воздух);
  • 3) Флюорограф — аппарат для рентгеновского обследования грудной клетки (крупный стационарный прибор с экраном и излучателем);
  • 4) Фонендоскоп — инструмент для прослушивания сердца и лёгких (состоит из наушников и резиновой трубки с мембраной).

Как запомнить теорию для этого задания?

Создайте ассоциативные карточки:

  • на одной стороне карточки разместите изображение прибора;
  • на другой стороне напишите его название и основную функцию;
  • регулярно проверяйте себя, пытаясь угадать прибор по изображению.

Таким образом, распознавание медицинских приборов и понимание их функций позволяет не только успешно выполнять экзаменационные задания, но и формирует целостное представление о практическом применении биологических знаний.

В рамках этого обзора мы разобрали лишь несколько заданий из демонстрационного варианта ОГЭ по биологии, чтобы продемонстрировать разнообразие тем и форматов вопросов. Однако для уверенной подготовки и высокого результата необходим системный разбор всех типов задач — от тестов на знание строения клетки до анализа экологических пирамид и решения генетических задач.

Если вы хотите отработать каждый критерий оценивания, научиться избегать типичных ошибок в интерпретации заданий и понять логику составителей экзамена — приглашаем в центр ОГЭ – «ПедСистема». Наши эксперты не только объяснят теоретический материал, но и помогут выработать эффективную стратегию выполнения даже самых сложных заданий.

Подготовка к ОГЭ по биологии

Пошаговый план подготовки к ОГЭ по биологии 2026 для учащихся и родителей:

  • анализ структуры экзамена: внимательно изучите официальные материалы на сайте ФИПИ — кодификатор и спецификацию. Это поможет понять распределение баллов за задания и ключевые темы экзамена;
  • диагностика текущего уровня: пройдите демонстрационный вариант ОГЭ и специализированные тесты. Это определит сильные и слабые стороны в знаниях и позволит выстроить приоритеты в изучении тем;
  • составление персонального графика: на основе диагностики разработайте реалистичный план подготовки. Распределите время на изучение каждого модуля (ботаника, зоология, анатомия, общая биология), учитывая регулярность занятий;
  • активная практическая работа: решайте задания из открытого банка ФИПИ и варианты прошлых лет. Систематическое выполнение типовых задач научит распознавать формулировки и сократит время на реальном экзамене.

Такой подход гарантирует не только усвоение теории, но и формирование уверенных навыков решения экзаменационных заданий.

Профессиональная поддержка при подготовке к ОГЭ по биологии помогает избежать распространённых ошибок и выработать эффективную стратегию работы с экзаменационными материалами. В центре подготовки к ОГЭ/ЕГЭ «ПедСистема» каждый ученик получает:

  • индивидуальный план изучения тем в соответствии с требованиями ФИПИ;
  • системный мониторинг прогресса с акцентом на сложные разделы (физиология, экология);
  • коррекцию пробелов в знаниях через разбор типичных ошибок в заданиях второй части;
  • регулярные тренировки в формате, максимально приближенном к реальному экзамену.

Помните: высокий результат на ОГЭ по биологии достигается благодаря способности анализировать взаимосвязи в биологических системах, интерпретировать научные данные и применять теоретические знания к реальным жизненным ситуациям. Эти компетенции формируют основу для дальнейшего изучения естественных наук и развития естественнонаучной грамотности, необходимой в современном мире.

Начать готовиться к ОГЭ в ПедСистеме
button-icon
bg-img
Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ