ОГЭ по обществознанию: баллы, ФИПИ, задания, демоверсия

Дата публикации 28 августа 2025
ОГЭ по обществознанию: баллы, ФИПИ, задания, демоверсия

ОГЭ по обществознанию 9 класс

ОГЭ по обществознанию остается одним из самых популярных предметов по выбору среди девятиклассников. Ежегодно его сдают более 40% учащихся, что объясняется кажущейся доступностью материала. Однако статистика результатов показывает: каждый третий ученик не преодолевает минимальный порог баллов. Это свидетельствует о системной ошибке в подготовке — недооценке комплексного характера экзамена, требующего не только запоминания терминов, но и развитого аналитического мышления.

Экзамен охватывает шесть ключевых тематических блоков:

  • человек и общество;
  • сфера духовной культуры;
  • экономика;
  • социальные отношения;
  • политика и государственное управление;
  • правовое регулирование.

Особенностью ОГЭ-2026 стало увеличение доли практико-ориентированных заданий, проверяющих умение применять знания в реальных жизненных ситуациях. Это соответствует общему тренду на формирование функциональной грамотности.

Эксперты «ПедСистемы» уже проводили полный разбор ОГЭ по обществознанию, обязательно ознакомьтесь.

Обществознание ОГЭ баллы

Максимальный первичный балл сохраняется на уровне 37 баллов, но распределение по типам заданий изменилось в сторону увеличения веса сложных заданий с развернутым ответом. Критерии оценивания теперь строже учитывают:

  • точность использования терминологии;
  • логическую связность аргументации;
  • глубину анализа предложенных источников;
  • практическую значимость предлагаемых решений.

Шкала перевода первичных баллов в оценки:

  • 14-23 балла — оценка «3»;
  • 24-31 балл — оценка «4»;
  • 32-37 баллов — оценка «5».

Для поступления в профильные классы большинство образовательных учреждений устанавливают порог от 28 баллов. Лицеи и гимназии с социально-экономическим уклоном часто повышают требование до 32-34 баллов.

ФИПИ ОГЭ обществознание

Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) четко обозначил основные направления развития экзамена:

  • усиление практической составляющей через задания по финансовой грамотности;
  • включение заданий на анализ визуальной информации (диаграммы, схемы, инфографика);
  • повышение роли заданий с контекстным применением правовых знаний;
  • акцент на межпредметные связи с историей и географией.

Институт особо подчеркивает, что успешная сдача экзамена требует не заучивания понятий, а формирования целостного понимания общественных процессов. Это отражается в новых типах заданий, где ученик должен показать умение выявлять причинно-следственные связи и прогнозировать последствия социальных явлений.

Задания ОГЭ по обществознанию

Экзаменационная работа состоит из 24 заданий, разделенных на два уровня сложности:

1. Задания базового уровня (1-20):

  • тестовые вопросы на выбор вариантов (№2-4, 7-11, 13-14, 16-18);
  • задания на установление соответствия (№15);
  • задачи на сравнение и анализ табличных данных (№19);
  • терминологические задания (№20).

2. Задания повышенной сложности (21-24):

  • анализ статистических данных (№12);
  • решение практических кейсов (№5-6);
  • интерпретация текстовых источников (№21-24).

Особого внимания заслуживают задания, проверяющие финансовую грамотность. В №6 предлагается проанализировать реальную экономическую ситуацию — рассчитать доходность вклада, оценить риски инвестиций, составить личный финансовый план. Эти задания требуют не только знания теории, но и практических математических расчетов.

Самым сложным для учащихся традиционно остается №12 — анализ статистических данных. Здесь важно не просто описать диаграмму или график, а выявить тенденции, объяснить причины явлений и спрогнозировать их развитие. Это задание оценивается в 4 первичных балла и часто становится решающим для получения высокой оценки.

Выберите предмет и получите скидки и бонусы при подготовке к ОГЭ/ЕГЭ
Оставьте заявку, и мы включим Вас в бонусную программу
Форма успешно отправлена!
Наш методист свяжется с Вами в ближайшее время
Ошибка при отправке. Попробуйте позже.

Демоверсия ОГЭ по обществознанию

Предлагаем вместе разобрать задания демоверсии ОГЭ по обществознанию, чтобы лучше понимать специфику экзамена. Ниже представлены задания, ответы на них и комментарии от опытных преподавателей.

ОГЭ по обществознанию: баллы, ФИПИ, задания, демоверсия

Правильные понятия: выборы, членство в партии.

Эти два понятия являются формами политического участия — целенаправленной деятельности граждан, с помощью которой они влияют на власть. Остальные варианты не являются политическим участием в первую очередь:

  • уплата налогов — правовая обязанность, а не форма политического участия;
  • сохранение природы — может быть формой гражданской активности, но не обязательно политической;
  • военная служба — гражданский долг и обязанность.

Раскрытие смысла понятия «Выборы»: выборы — это институт демократии, процедура формирования государственных органов власти путём голосования граждан. Именно через выборы народ реализует своё право на власть, определяя своих представителей в органы государственной и местной власти.

ОГЭ по обществознанию: баллы, ФИПИ, задания, демоверсия

Правильный ответ: 2) личность

Краткий комментарий:

  • индивид — это единичный представитель человеческого рода (то, что дано от рождения: биологические черты). Саша уже родился индивидом;
  • гражданин и сын — это социальные статусы. Они обозначают его положение в обществе и семье, но не раскрывают внутреннего развития;
  • личность — это индивид как носитель социально значимых качеств, приобретаемых в процессе жизни и деятельности (опыт, знания, навыки, моральные принципы). Именно развитие социального опыта (учеба, помощь семье) напрямую связано с формированием личности.

ОГЭ по обществознанию: баллы, ФИПИ, задания, демоверсия

Правильный ответ: 4) биология

Естественные науки изучают законы и свойства природы и естественных объектов:

  • биология — классическая естественная наука, изучающая живую природу;
  • история и философия — относятся к гуманитарным (общественным) наукам;
  • математика — формальная (или точная) наука, которая не изучает природу напрямую, а работает с абстрактными структурами.

ОГЭ по обществознанию: баллы, ФИПИ, задания, демоверсия

Правильный ответ: 3) верны оба суждения.

Объясняем:

  • суждение А верно. Патриотизм подразумевает не только любовь к Родине, но и готовность к самопожертвованию — сознательную постановку интересов страны выше личных;
  • суждение Б тоже верно. Уважение и сохранение историко-культурного наследия (традиций, памяти, языка) — это одна из ключевых форм проявления патриотизма.

ОГЭ по обществознанию: баллы, ФИПИ, задания, демоверсия

Правильный ответ:

1. Тип семьи: на фотографии, где изображены родители и дети, скорее всего, представлена нуклеарная семья. Если на фото есть представители нескольких поколений (например, бабушки/дедушки), то это расширенная (многопоколенная) семья.

2. Две черты, отличающие семью от других малых групп:

  • родственно-брачные отношения, скреплённые юридически и/или кровными узами;
  • общее домохозяйство (совместное ведение быта, бюджета, воспитание детей).

3. Воспитательная функция семьи заключается в целенаправленном формировании личности ребёнка, передаче ему системы ценностей, социальных норм и моделей поведения.

4. Две другие функции семьи:

  • экономическая (ведение совместного бюджета, материальная поддержка);
  • эмоционально-психологическая (обеспечение чувства защищённости, поддержки и комфорта).

ОГЭ по обществознанию: баллы, ФИПИ, задания, демоверсия

Факт об уровне доходов: о том, что семья тратит на питание и жизненно необходимые расходы около 40% своего бюджета. По правилу Энгеля, если семья тратит на еду менее 50% доходов, это свидетельствует о высоком уровне благосостояния.

Три материальных ресурса из условия:

  • квартира;
  • загородный дом;
  • автомобили (или гараж).

ОГЭ по обществознанию: баллы, ФИПИ, задания, демоверсия

Правильный ответ: 1) открытие сети ресторанов быстрого обслуживания

Экономика как хозяйство — это реальная деятельность по производству, распределению, обмену и потреблению товаров и услуг. Открытие ресторанов — это пример такой конкретной хозяйственной деятельности. Остальные варианты иллюстрируют экономику как науку: расчёт показателей, объяснение причин и прогнозирование — это задачи экономистов-теоретиков.

ОГЭ по обществознанию: баллы, ФИПИ, задания, демоверсия

Правильный ответ: 2) спрос

Спрос — это готовность и возможность потребителей приобретать товары и услуги по определённым ценам. Активные покупки, очереди и ажиотаж вокруг товаров по низким ценам — это классическое проявление повышения спроса. Ни инфляция (обесценивание денег), ни кооперация (сотрудничество), ни предложение (действия продавцов) не описывают поведение покупателей.

ОГЭ по обществознанию: баллы, ФИПИ, задания, демоверсия

Правильный ответ: 3) верны оба суждения

Суждение А верно. Это описывает функцию денег как меры стоимости. Деньги выступают универсальным измерителем, позволяющим сравнить ценность совершенно разных товаров и услуг (например, стоимость булки хлеба и стоимость часа работы юриста).

Суждение Б верно. Покупательная способность — это ключевое свойство денег, которое показывает, какое количество товаров и услуг можно на них приобрести. Именно это делает их универсальным средством обмена.

ОГЭ по обществознанию: баллы, ФИПИ, задания, демоверсия

Правильный ответ: 2) пожилые люди, молодёжь

Демографическая структура общества — это его деление на группы по природным, биологическим признакам. Ключевыми критериями являются:

  • возраст (молодёжь, люди зрелого возраста, пожилые);
  • пол (мужчины и женщины).

Остальные варианты относятся к другим типам структуры:

  • русские, марийцы — этническая (национальная) структура;
  • маргиналы, средние слои — социально-классовая структура (стратификация);
  • православные, буддисты — конфессиональная (религиозная) структура.

ОГЭ по обществознанию: баллы, ФИПИ, задания, демоверсия

Ответ – 3) верны оба суждения потому, что:

  • суждение А верно. Социальный конфликт не всегда проявляется в открытых столкновениях. Он может быть скрытым (латентным), например, в форме холодности в отношениях, скрытого саботажа, сплетен или невыполнения обязательств;
  • суждение Б верно. Одна из главных причин любого конфликта — столкновение интересов, целей или ценностей, когда стороны не хотят или не могут найти компромисс и учесть интересы друг друга.

В рамках данной статьи мы проанализировали лишь несколько заданий из демонстрационного варианта ОГЭ по обществознанию, чтобы показать многообразие тем и форматов вопросов. Однако для уверенной подготовки и высокого результата необходим системный разбор всех типов задач — от тестов на знание Конституции до анализа кейсов по финансовой грамотности и написания развернутых планов.

Если вы хотите отработать каждый критерий оценивания, научиться избегать ловушек в формулировках и понять логику создателей экзамена — приходите в центр подготовки «ПедСистема». Наши эксперты не просто объяснят теорию, но и помогут выработать стратегию решения даже самых сложных заданий. Мы готовим к ОГЭ так, чтобы экзамен стал не стрессом, а возможностью показать свои знания.

Узнайте об изменениях ОГЭ/ЕГЭ в 2026 году
Форма успешно отправлена!
Наш методист свяжется с Вами в ближайшее время
Ошибка при отправке. Попробуйте позже.

Подготовка к ОГЭ по обществознанию

Эффективная подготовка к ОГЭ по обществознанию требует системного подхода и понимания специфики экзамена. Этот предмет сочетает теоретическую базу с практическим применением знаний, что обуславливает особую методику подготовки.

Ключевые элементы успешной подготовки:

1. Структурирование содержания

Разделите курс на шесть основных блоков:

  • человек и общество;
  • сфера духовной культуры;
  • экономика;
  • социальные отношения;
  • политика;
  • право.

Для каждого блока создайте детальный план изучения с акцентом на межтематические связи. Используйте ментальные карты для визуализации взаимосвязей между понятиями.

2. Работа с первоисточниками

Особое внимание уделите:

  • конституции РФ (статьи 1-20, 29, 31, 32, 38, 43);
  • основам гражданского, трудового и административного права;
  • анализу статистических данных и инфографики.

3. Практическое применение знаний

Регулярно решайте задания:

  • на финансовую грамотность (расчеты, анализ экономических ситуаций);
  • с использованием визуальных материалов (диаграммы, схемы);
  • требующие аргументации и приведения примеров.

4. Развитие предметных навыков

Сформируйте умения:

  • анализировать текстовые и статистические данные;
  • формулировать развернутые ответы по критериям;
  • применять правовые знания в практических ситуациях.

5. Экспертные рекомендации:

Для заданий с развернутым ответом:

  • используйте шаблон: «тезис — аргумент — пример — вывод»;
  • следите за логикой изложения;
  • приводите конкретные примеры из социальной практики.

Для работы с терминами:

  • составляйте собственные определения;
  • группируйте понятия по тематическим блокам;
  • создавайте ассоциативные связи между терминами.

При анализе визуальной информации:

  • изучайте легенду и оси координат;
  • выявляйте тенденции и аномалии;
  • формулируйте обоснованные выводы.

 

Типичные ошибки и их преодоление:

1. Поверхностное знание терминологии.

Решение: создавайте карточки с понятиями и регулярно их повторяйте.

2. Неумение анализировать правовые ситуации.

Решение: разбирайте кейсы из реальной судебной практики.

3. Сложности с интерпретацией диаграмм.

Решение: ежедневно анализируйте 1-2 статистических изображения.

Эффективная подготовка требует не менее 4-5 часов в неделю системных занятий. Оптимальный режим: 2-3 теоретических занятия и 2 практических занятия с решением заданий.

Профессиональная поддержка позволяет избежать типичных ошибок и выработать эффективную стратегию работы с экзаменационными материалами. В образовательном центре «ПедСистема» каждый ученик получает:

  • персональный план подготовки;
  • регулярный мониторинг прогресса;
  • корректировку индивидуальных затруднений;
  • тренировку в условиях, приближенных к экзаменационным.

Помните: успех на ОГЭ по обществознанию определяется способностью мыслить системно, анализировать информацию и применять знания в новых контекстах. Эти навыки становятся основой для дальнейшего обучения и социальной адаптации.

Дополнительные полезные материалы:

Начать готовиться к ОГЭ в ПедСистеме
button-icon
bg-img
Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ