
Итоговое собеседование по русскому языку 2026
Итоговое собеседование по русскому языку, или как его ещё называют устное собеседование, для выпускников 9-х классов прочно вошло в образовательную практику как обязательный допуск к Государственной итоговой аттестации (ГИА). И в 2026 году это испытание сохранит свою ключевую роль.
Его основная цель – не просто проверить знание правил, а оценить жизненно важную коммуникативную компетенцию:
- способность девятиклассников ясно, грамотно и уверенно выражать свои мысли в устной форме;
- понимать смысл прочитанного;
- логично пересказывать;
- эффективно взаимодействовать в диалоге.
В условиях цифровизации и изменений в коммуникационных паттернах это умение становится как никогда актуальным.
Ожидается, что в 2026 году акцент на практическое владение языком как инструментом общения только усилится, возможно, с небольшими корректировками в тематике текстов (в сторону социально значимых вопросов) и дальнейшим совершенствованием цифровых инструментов проверки.
Устное собеседование: ФИПИ 2026
Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) является центральным звеном в организации итогового собеседования. Именно ФИПИ разрабатывает и публикует основополагающие документы, на которые должны опираться и педагоги при подготовке учащихся, и эксперты при оценивании:
- Спецификация – это крайне важный документ. Он подробно описывает:
- назначение и цели собеседования;
- документы, определяющие содержание (ФГОС);
- подходы к отбору содержания и структуру КИМ (контрольных измерительных материалов);
- характеристики текстов для чтения и пересказа;
- требования к монологу и диалогу;
- продолжительность проведения;
- дополнительные материалы и оборудование;
- систему оценивания (общую схему);
- условия проведения для участников с ОВЗ.
- Демонстрационный вариант (демоверсия) предоставляет учащимся и учителям наглядный образец реальных заданий предстоящего собеседования. Изучение демоверсии 2026 года (которая обычно публикуется осенью на сайте ФИПИ) – обязательный этап подготовки. Она позволяет понять:
- тип текста для чтения (чаще всего это повествовательные тексты о выдающихся людях России, исторических событиях, явлениях культуры или науки);
- формат цитаты, которую нужно включить в пересказ;
- примерные темы для монолога (описание фото, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по проблемному вопросу – обычно на выбор ученика);
- характер вопросов экзаменатора-собеседника в диалоге (они логично вытекают из выбранной темы монолога).
- Критерии оценивания выполнения заданий – самый детализированный документ. Он содержит точные, объективные показатели, по которым эксперты выставляют баллы за каждое выполненное задание и за речь в целом.
Пересказ на устном собеседовании и сжатое изложение на ОГЭ по русскому языку — это принципиально схожие задания, различающиеся лишь формой выполнения (устная/письменная) и степенью сжатия. Оба требуют: точного понимания исходного текста, умения выделять главное, сохранения логической структуры текста и т.д.
Таким образом, навык качественного пересказа, отработанный для устного собеседования (внимание к смыслу, логике, микротемам), является прямой основой для успешного написания сжатого изложения на ОГЭ. Разница лишь в том, что на письме требуется дополнительное умение лаконично формулировать мысли.
Как проходит устное собеседование в 9 классе
Процедура собеседования строго стандартизирована для обеспечения равных условий и объективности по всей стране. Она рассчитана примерно на 15-16 минут на одного участника (для лиц с ОВЗ, инвалидностью время увеличивается до 30-45 минут и создаются специальные условия).
- Подготовка в школе:
- за час до начала в школу поступают комплекты материалов;
- формируются пары «экзаменатор-собеседник» (часто это учителя, не преподающие русский язык и литературу) и «эксперт» (обязательно учитель русского языка и литературы);
- готовятся кабинеты: для ожидания и проведения (оборудованы средствами аудиозаписи);
- проверяется техника.
- Участник заходит один с паспортом и черной гелевой/капиллярной ручкой.
- Идентификация и инструктаж:
- проверяется наличие паспорта;
- участнику выдается бланк с заданиями и текст для пересказа;
- экзаменатор зачитывает краткий инструктаж, напоминает, что ведется аудиозапись, и предлагает приступить к подготовке.
- Подготовка (1-2 минуты):
- учащийся может ознакомиться с текстом (задания 1 и 2) и выбрать тему для монолога (задание 3);
- делать пометки в выданном бланке разрешается.
- Выполнение заданий под аудиозапись.
- Завершение:
- после выполнения всех заданий или по истечении времени экзаменатор благодарит участника;
- аудиозапись сохраняется.
- Оценивание:
- аудиозапись передается эксперту (учителю русского языка);
- эксперт, прослушивая запись, оценивает выполнение каждого задания по строгим критериям ФИПИ, выставляя баллы;
- эксперт не присутствует в аудитории во время ответа другого ученика.
- Результат:
- максимально можно набрать 20 баллов;
- необходимый минимум – 10 баллов;
- результаты («зачет» / «незачет») объявляются участникам в их школе не позднее чем через 5 календарных дней после даты проведения собеседования.
О том, из чего состоит устное собеседование и как к нему подготовиться эффективно вы также можете узнать на сайте «ПедСистемы».
Как оценивается устное собеседование
Ниже представлены официальные критерии оценивания в табличной форме, как они определены ФИПИ:
Проверяемый аспект | Ключевые требования | Макс. баллов | Варианты баллов |
1. Чтение текста |
3 |
||
Ч1 | Интонационное оформление соответствует пунктуации | 1: Соответствует 0: Не соответствует |
|
Ч2 | Скорость чтения отвечает цели задания | 1: Соответствует 0: Не соответствует |
|
Ч3 | Отсутствие ошибок в произношении слов | 1: Нет ошибок 0: Есть ошибка(и) |
|
2. Пересказ текста |
4 |
||
П1 | Полнота передачи ключевых идей (микротем) | 2: Все сохранены 1: Одна ошибка (пропуск/добавление) 0: Две и более ошибок |
|
П2 | Уместное и логичное включение заданной цитаты | 1: Уместно и логично 0: Неуместно/нелогично или отсутствует |
|
П3 | Точность цитирования | 1: Без ошибок 0: Есть ошибка(и) |
|
3. Монолог |
3 |
||
М1 | Объём высказывания по выбранной теме | 2: ≥10 фраз 1: 5-9 фраз 0: <5 фраз |
|
М2 | Логичность построения высказывания | 1: Нет нарушений 0: Есть нарушения |
|
4. Диалог |
3 |
||
Д1 | Развёрнутость ответов на вопросы собеседника | 3: 3 полных ответа 2: 2 полных ответа 1: 1 полный ответ 0: Нет полных ответов |
|
5. Общая грамотность речи (оценивается по всем заданиям) |
7 |
||
Р1 | Соблюдение норм произношения (орфоэпия) | 2: Без ошибок 1: 1-2 ошибки 0: ≥3 ошибок |
|
Р2 | Соблюдение грамматических норм | 2: Без ошибок 1: 1-2 ошибки 0: ≥3 ошибок |
|
Р3 | Соблюдение речевых норм (точность, уместность) | 2: ≤2 ошибки 1: 3-4 ошибки 0: ≥5 ошибок |
|
Р4 | Фактическая достоверность высказывания | 1: Нет ошибок 0: Есть ошибка(и) |
|
ИТОГО |
20 |
||
Минимальный балл для «зачета» |
10 |
Примечание: если участник не приступил к выполнению двух или более заданий (1-4), по всем критериям общей грамотности речи (Р1-Р4) выставляется 0 баллов.
Когда будет устное собеседование в 2026 году
Устное собеседование в 2026 году состоится 11 февраля 2026 года — это основная дата проведения итогового устного собеседования в 2025/26 учебном году.
Дополнительные сроки проведения собеседования предусмотрены для случаев, когда учащиеся не смогли принять участие в основном этапе:
- вторая среда марта 2026 года — 11 марта 2026 года;
- третий понедельник апреля 2026 года — 20 апреля 2026 года.
Эти даты позволяют обеспечить доступность процедуры и возможность попробовать свои силы вновь для всех участников.
По информации Рособрнадзора, в 2025 году 98,7% участников устного собеседования получили «зачёт».
Итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе – это не просто формальный барьер перед ГИА. Это важный показатель сформированности базовых коммуникативных умений, необходимых для успешной социализации, дальнейшего обучения и будущей профессиональной деятельности.
В 2026 году оно продолжит выполнять свою ключевую миссию: стимулировать школы уделять больше внимания развитию устной речи учащихся, их способности ясно излагать мысли, аргументировать свою позицию и эффективно общаться в различных ситуациях.
Понимание процедуры, знание критериев оценивания и систематическая подготовка (чтение вслух, тренировка пересказа с включением цитаты, развитие навыков монологической и диалогической речи, работа над грамотностью произношения и построения фраз) – залог уверенности и успешного прохождения этого испытания. Статистика предыдущих лет обнадеживает: подавляющее большинство девятиклассников (более 95%) успешно получают «зачет» с первой попытки в основные сроки. Сосредоточьтесь на развитии практических речевых навыков, и собеседование 2026 года станет для вас не стрессом, а возможностью продемонстрировать свою способность грамотно и свободно владеть великим и могучим русским языком.