Разбор ОГЭ по русскому языку

Дата публикации 21 августа 2025
Разбор ОГЭ по русскому языку

ОГЭ по русскому языку — один из ключевых экзаменов для девятиклассников, обязательный для всех выпускников. Это не просто формальность, а важный этап школьного образования, подтверждающий уровень владения государственным языком Российской Федерации.

Успешная сдача ОГЭ открывает путь к дальнейшему обучению — будь то поступление в колледж или продолжение образования в 10-11 классах.

В этой статье разберем структуру экзамена, типичные задания и дадим практические советы, которые помогут уверенно справиться с испытанием.

Структура заданий ОГЭ по русскому языку

Экзамен состоит из трёх частей, которые проверяют разные навыки:

Часть Тип заданий Время
1. Изложение Сжатый пересказ аудиотекста 45-60 мин
2. Тест 7 заданий с кратким ответом 40-60 мин
3. Сочинение Рассуждение на основе текста 1,5–2 часа

 

Общее время: 235 минут (3 часа 55 минут).

Максимальный балл: 37.

Обязательно ознакомьтесь с возможными изменениями в изложении ОГЭ 2026 и как написать его на максимальный балл в нашем материале.

Узнайте об изменениях ОГЭ/ЕГЭ в 2026 году
Форма успешно отправлена!
Наш методист свяжется с Вами в ближайшее время
Ошибка при отправке. Попробуйте позже.

Задание 2 ОГЭ по русскому языку

Необходимо произвести грамматический анализ предложения. Его цель – проверить умение выделять грамматическую основу и анализировать структуру предложения.

Это главные члены предложения (подлежащее и сказуемое), которые образуют его смысловой центр.

Подлежащее может быть выражено:

  • существительным или местоимением («Дети играли»);
  • инфинитивом («Учиться — важно»);
  • цельным словосочетанием («Несколько человек опоздали»).

Сказуемое бывает:

  • простым глагольным («Он бегает»);
  • составным глагольным («Он закончил рисовать»);
  • составным именным («Конкурс был интересным»).

Пример для разбора: «Казалось, даже ветер, обычно неугомонный в этих краях, на мгновение затаил дыхание, слушая её пение».

Грамматическая основа:

  • главное предложение: «казалось» (односоставное безличное);
  • придаточное: «ветер затаил дыхание».

Сложности:

  • вводное слово «казалось» не входит в основу;
  • определение «обычно неугомонный» осложняет поиск подлежащего;
  • деепричастный оборот «слушая её пение» не является частью основы.

Алгоритм выполнения задания:

  • найдите подлежащее (Кто/что совершает действие? О ком/чем идет речь?);
  • определите сказуемое (Что делает предмет? Что про него сказано?).

Обратите внимание:

  • Нет ли однородных членов?
  • Не является ли предложение односоставным?
  • Не скрыто ли сказуемое в сложной форме?

Типичные ошибки:

  • путают подлежащее и дополнение («Учитель объяснял (кому?) ученикам» — основа «учитель объяснял»);
  • включают второстепенные члены в основу («Осенью листья падают» — основа «листья падают», а не «осенью листья»).

Практика:

  • выделите грамматическую основу: «Когда солнце скрылось за горизонтом, на небе, словно по волшебству, вспыхнули первые звёзды»;
  • ответ: главное предложение: «вспыхнули звёзды»;
  • придаточное: «солнце скрылось».

Вывод: тренируйтесь на сложных предложениях с причастными оборотами и вводными словами — это поможет избежать ошибок на экзамене.

Задание 3 ОГЭ по русскому языку

Цель задания: необходимо проанализировать предложения текста и определить, какие из приведённых характеристик верны. Рассмотрим ключевые аспекты для правильного выполнения.

Основные понятия для анализа:

  • цитирование — прямая речь, заключённая в кавычки;
  • составное именное сказуемое — состоит из глагола-связки и именной части (например: «стало призванием»);
  • типы сложных предложений: сложносочинённые (равноправные части, союзы «и», «а», «но») и сложноподчинённые (есть главное и зависимое предложение);
  • осложнённые предложения могут содержать: однородные члены, обособленные обороты, вводные конструкции.

Возьмём для анализа предложение: «Несмотря на усталость, участники экспедиции, среди которых было трое студентов, продолжали упорно двигаться вперёд, преодолевая трудности и ведя подробные записи».

Характеристики:

  • содержит обособленное обстоятельство («несмотря на усталость»);
  • имеет придаточное определительное («среди которых было трое студентов»);
  • включает однородные деепричастные обороты («преодолевая… и ведя..».);
  • является сложноподчинённым.

Частые ошибки:

  • путаница между сочинительной и подчинительной связью;
  • неверное определение типа сказуемого;
  • пропуск осложняющих элементов при анализе;
  • неправильное распознавание цитат.

Рекомендуем при выполнении задания:

  • сначала выделите грамматические основы;
  • определите тип предложения;
  • найдите все осложняющие элементы;
  • проверьте наличие цитирования;
  • только затем сопоставляйте с предложенными вариантами.

Важно: тренируйтесь на разных типах предложений — с причастными оборотами, вводными словами, различными видами сложных конструкций. Это поможет уверенно справиться с заданием на экзамене.

Задание 4 ОГЭ по русскому языку

Цель – научиться определять, какое пунктуационное правило применяется в конкретном предложении. Например:

1. Тире между подлежащим и сказуемым

Правило: тире ставится между двумя существительными в именительном падеже, если между ними нет слова «это», «есть» или подобных.

Пример: «Главная цель девятиклассника — успешная сдача ОГЭ»:

  • подлежащее: «цель» (существительное в И.п.);
  • сказуемое: «сдача» (существительное в И.п.);
  • тире заменяет отсутствующую связку «есть».

2. Двоеточие в бессоюзном предложении

Правило: если вторая часть предложения объясняет или раскрывает смысл первой — ставим двоеточие.

Пример: «Результаты экзамена порадовали: все ученики справились с заданиями»:

  • вторая часть поясняет, чем именно порадовали результаты;
  • между частями ставится двоеточие.

Алгоритм выполнения задания:

  • внимательно прочитать формулировки правил;
  • проанализировать каждое предложение на предмет указанных знаков препинания;
  • определить, какое правило применяется в конкретном случае;
  • проверить, нет ли исключений или особых условий.

Типичные ошибки:

  • путаница между двоеточием и тире;
  • неправильное определение границ причастного оборота;
  • неверное определение главных членов предложения при постановке тире.

Задание 5 ОГЭ по русскому языку

Суть задания: предлагается текст с пропущенными знаками препинания. Нужно определить, на каких позициях должны стоять конкретные знаки препинания.

Типы знаков, которые могут встречаться: запятые, тире, двоеточия, кавычки, скобки.

Пример. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

«Когда мы приехали на озеро (1) которое местные жители называли Глазом земли(2) уже начинало темнеть(3) и первые звёзды(4) мерцая(5) появлялись на небе».

Анализ постановки запятой:

  • (1) — перед союзным словом «которое» (начало придаточного предложения)
  • (2) — после придаточного предложения
  • (3) — перед союзом «и» в сложносочинённом предложении
  • (4) — деепричастным оборотом «мерцая»

Правильный ответ: 1, 2, 3, 5

Алгоритм выполнения:

  • прочитайте предложение целиком;
  • определите грамматическую основу;
  • найдите: причастные/деепричастные обороты, однородные члены, сравнительные обороты, вводные конструкции, границы сложных предложений;
  • проверьте необходимость: обособлений, разделительных знаков между частями сложного предложения, выделения прямой речи или названий.

Важно! В ОГЭ обычно просят расставить только один тип знаков препинания в одном задании.

Выберите предмет и получите скидки и бонусы при подготовке к ОГЭ/ЕГЭ
Оставьте заявку, и мы включим Вас в бонусную программу
Форма успешно отправлена!
Наш методист свяжется с Вами в ближайшее время
Ошибка при отправке. Попробуйте позже.

Задание 6 ОГЭ по русскому языку

Цель: знать, в каких вариантах дано правильное объяснение написания выделенного слова. Рассмотрим типичные случаи и стратегию выполнения.

Основные типы орфограмм в задании:

  • правописание приставок: пре-/при- (прервать — прибрежный), Написание согласных (рассказ — разбег);
  • чередующиеся гласные в корне: -лаг-/лож- (излагать — изложение), -раст-/ращ-/рос- (растение — выращенный);
  • правописание суффиксов: -ек/-ик (ключик — замочек), -ова/-ева (танцевать — горевать);
  • н/нн в разных частях речи: в прилагательных (ветреный — безветренный), причастиях (крашеный — покрашенный).

Практическое задание. Определите верные объяснения:

  • ПРИОТКРЫТЬ — приставка ПРИ- указывает на неполноту действия.
  • ВЫРАЩИВАТЬ — в корне с чередованием пишется «А» перед «Щ».
  • ДИСЦИПЛИНА — приставка ДИС- пишется перед глухим согласным.
  • ТОНЬШЕ — в сравнительной степени на конце после шипящего пишется Е.
  • НЕ ЗАМЕТИВ — частица НЕ с деепричастием пишется раздельно.

Ответ: 1, 2, 5

Неверные: 3, 4

Почему?

  • 3: приставка ДИС- не зависит от глухости/звонкости следующего звука;
  • 4: после шипящих в сравнительной степени пишется Ё, а не Е.

Важные замечания:

  • внимательно читайте формулировки объяснений;
  • проверяйте каждую часть правила (условия написания);
  • помните исключения (например, «ветреный» — 1 Н, но «безветренный» — 2 Н);
  • обращайте внимание на часть речи (например, «не заметив» — деепричастие, пишется раздельно).

Не забывайте готовиться к допуску ОГЭ – итоговому собеседованию 2026!

Задание 7 ОГЭ по русскому языку

Цель: определить, на каких позициях в тексте пропущена указанная буква.

Типичные ошибки:

  • путаница в глагольных окончаниях (-Е/-И);
  • незнание исключений (серебряный);
  • неправильное определение падежных окончаний;
  • ошибки в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.

Совет: при подготовке – составьте таблицу:

  • глагольные окончания;
  • падежные окончания существительных;
  • суффиксы прилагательных и причастий;
  • слова-исключения.

Важно! В задании может быть любая буква, поэтому нужно:

  • анализировать конкретно указанную букву;
  • не искать «вообще пропущенные буквы»;
  • точно определять часть слова (корень, суффикс, окончание).

Из чего состоит итоговое собеседование читайте здесь.

Задание 8 ОГЭ по русскому языку

Цель: уметь правильно изменять слова (местоимения, существительные, глаголы, числительные) в соответствии с нормами современного русского языка.

Основные типы заданий:

1. Падежные формы местоимений

Правило: Местоимения склоняются по падежам. Важно правильно определить падеж по вопросу и предлогу:

  • пример: «Я подошёл к (она), чтобы попрощаться»;
  • вопрос: к кому? → дательный падеж → к ней;
  • ответ: к ней.

2. Родительный падеж множественного числа существительных

Правило: Некоторые существительные в Р. п. мн. ч. имеют нулевое окончание или изменяют основу:

  • пример: «На ужин мама приготовила салат из огурцов и (помидоры)»;
  • вопрос: из чего? → Р. п. мн. ч. → помидоров.
  • ответ: помидоров.

3. Формы глаголов (время, лицо, род, число):

  • правило: будущее время: глаголы совершенного вида (что сделать?) изменяются по лицам. Пример 1 (будущее время): «Установка оборудования (сберечь) здоровье жителей». Что сделает? → сбережёт;
  • прошедшее время: согласуются с подлежащим в роде и числе. Пример 2 (прошедшее время): «Автомобиль (заглохнуть) из-за нехватки бензина». Что сделал? (м. р.) → заглох.

4. Склонение числительных

  • правило: числительные изменяются по падежам, часто с изменением основы;
  • пример: «В соревнованиях участвовало около (пятьсот) человек». Вопрос: около чего? → Р. п. → пятисот.

Важные замечания:

  • внимательно читайте предложение – определяйте грамматическую связь слов;
  • проверяйте часть речи (глагол, существительное, местоимение и т. д.);
  • помните исключения (например, помидоры → помидоров, но апельсины → апельсинов).

Совет: тренируйтесь на примерах из открытого банка ФИПИ, чтобы автоматизировать навык!

Задание 9 ОГЭ по русскому языку

Цель: проверить умение анализировать и преобразовывать словосочетания, меняя тип подчинительной связи (согласование, управление, примыкание) с сохранением смысла.

Типы подчинительной связи:

Тип связи Характеристика Примеры
Согласование Зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже (обычно прилагательное, причастие, местоимение). утренняя пробежка, летящий шар
Управление Зависимое слово стоит в определённом падеже (существительное или местоимение с/без предлога). читать книгу, подойти к дому
Примыкание Зависимое слово связано только по смыслу (наречие, деепричастие, инфинитив). бежать быстро, желание учиться

 

Алгоритм выполнения:

1. Определите тип связи в исходном словосочетании.

2. Подберите синонимичное словосочетание с требуемым типом связи:

  • если нужно заменить примыкание → согласование, наречие замените прилагательным (утром → утренний);
  • для замены управление → согласование существительное с предлогом замените прилагательным (из шёлка → шёлковый);

3. Проверьте грамматическую сочетаемость: род, число, падеж зависимого слова.

Примеры преобразований:

1. Примыкание → согласование:

  • исходное: «пробежка утром» (примыкание: утром — наречие);
  • утренняя пробежка (согласование: утренняя — прил., ж.р., ед.ч.).

2. Управление → согласование:

  • исходное: «платье в горошек» (управление: в горошек — сущ. с предлогом);
  • гороховое платье (согласование: гороховое — прил.).

3. Согласование → управление:

  • исходное: «деревянный стол» (согласование: деревянный — прил.);
  • стол из дерева (управление: из дерева — сущ. с предлогом).

Помните: при согласовании зависимое слово должно совпадать в роде, числе и падеже с главным.

Задания 10, 11 и 12 ОГЭ по русскому языку

Задание 10 — проверяет понимание смысла текста. Нужно проанализировать проблему, позицию автора или героя. Из предложенных вариантов выбрать те, которые подтверждают или опровергают ключевые идеи текста.

Задание 11 — проверяет знание средств выразительности. Требуется найти предложения с тропами (метафора, сравнение, эпитет и др.) или стилистическими фигурами (антитеза, риторический вопрос и т. д.). Важно отличать прямое и переносное значение слов!

Задание 12 — проверяет лексический анализ. Анализирует синонимы, антонимы, стилистическую окраску слов, значение фразеологизмов. Может потребоваться подобрать синонимичную замену или объяснить смысл слова в контексте.

Все три задания требуют внимательного чтения текста и умения анализировать его на разных уровнях (смысл, язык, стиль).

13 задание – написание сочинения. О том, как правильно его писать, мы подробно рассказали здесь.

Советы для максимального балла:

  • изложение: конспектируйте ключевые слова во время аудирования;
  • тест: сначала решайте лёгкие задания (орфография), потом сложные (синтаксис);
  • сочинение: заранее подготовьте 5–6 универсальных примеров из литературы и жизни.

Системная подготовка + понимание структуры = высокий балл. Уделите особое внимание сочинению и изложению — они дают 11 из 37 баллов!

Подготовка к ОГЭ по русскому языку

Составляем план подготовки:

Этап 1. Диагностика знаний (1–2 недели):

  • решите демоверсию ОГЭ, чтобы понять свои слабые места;
  • выпишите темы, которые вызывают затруднения.

Этап 2. Теория + практика (2–3 месяца):

  • 2–3 раза в неделю разбирайте новую тему (например: причастия и деепричастия, типы подчинительной связи, однородные члены предложения);
  • после изучения правила решайте 10–15 тестовых заданий по этой теме.

Этап 3. Отработка изложений и сочинений (1 месяц):

  • раз в неделю пишите изложение и сочинение на время;
  • проверяйте работы по критериям или просите учителя дать обратную связь.

Этап 4. Решение полных вариантов (последний месяц):

  • каждую неделю пишите полный вариант ОГЭ на время (3 часа 55 минут);
  • анализируйте ошибки и повторяйте проблемные темы.

Запомните! Подготовиться за день, неделю или месяц к сдаче ОГЭ невозможно! Лучше начинать системную подготовку за год до начала экзаменов! В таком случае вас не настигнет выгорание и экзамены оставят приятные эмоции.

Если сомневаетесь в самостоятельной подготовке, то приглашаем вас на очные занятия с опытными педагогами в наш репетиторский центр «ПедСистема». Мы поможем закрыть пробелы» в знаниях и получить «отлично» на ОГЭ по русскому языку! Для записи на бесплатное пробное занятие звоните 8 (800) 700-54-07.

Начать готовиться к ОГЭ в ПедСистеме
button-icon
bg-img
Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ