Сочинение ОГЭ по русскому языку 2026

Дата публикации 13 августа 2025
Сочинение ОГЭ по русскому языку 2026

Сочинение ОГЭ

Сочинение на ОГЭ по русскому языку — это задание №13, которое проверяет не только вашу грамотность, но и умение логично излагать мысли, анализировать текст и аргументировать свою позицию. В 2026 году структура экзамена, согласно актуальной информации от ФИПИ, сохранится: вам предложат три вида сочинений на выбор (13.1, 13.2 или 13.3), каждое из которых имеет свои особенности и требования.

Что важно знать:

  • располагается во второй части экзаменационной работы;
  • объем сочинения — не менее 70 слов (оптимально 120-150);
  • максимальный балл — 9 (7 за содержание + 2 за грамотность);
  • время на выполнение – около 60 минут из общего времени экзамена.

В этой статье мы подробно разберем все три типа сочинений, их структуру, критерии оценки и дадим готовые шаблоны для успешного написания.

Сочинение 13.1

Сочинение 13.1 считается самым сложным и представляет собой рассуждение на лингвистическую тему. Вам будет предложена цитата известного лингвиста, писателя или общественного деятеля о русском языке, его особенностях или отдельных языковых явлениях. Ваша задача — раскрыть смысл этого высказывания, подтвердив свои мысли примерами из приведенного текста.

Примеры возможных тем:

  • роль эпитетов в художественной речи;
  • значение пунктуации в письменной речи;
  • функции диалога в тексте;
  • выразительные средства языка.

По статистике, отлично справляются с этим заданием школьники, посещающие центры подготовки к ОГЭ.

План написания сочинения 13.1

Как опытный альпинист перед восхождением продумывает каждый шаг своего маршрута, так и грамотный ученик должен чётко представлять структуру будущего сочинения. Наличие продуманного плана — это 50% успеха на экзамене. Когда перед глазами есть ясный алгоритм действий, даже сложная лингвистическая тема перестаёт пугать, а работа превращается в последовательное раскрытие тезисов. Давайте разберём пошаговую стратегию, которая поможет вам уверенно справиться с заданием 13.1 и получить максимальный балл.

  1. Вступление (30-50 слов) должно содержать:
  • указание на автора цитаты;
  • собственную интерпретацию высказывания;
  • ваше отношение к позиции автора.

Клише для вступления:

  • «Известный лингвист [Имя Фамилия] утверждает, что [основная мысль цитаты]. Я полностью согласен с этим мнением, потому что…»
  • «Высказывание [Имя Фамилия] о [основная тема цитаты] точно отражает важность этого языкового явления. Действительно…»
  1. Основная часть (60-80 слов) состоит из двух аргументов:
  • первый пример из текста с анализом;
  • второй пример из текста с анализом.

Важно:

  • каждый аргумент начинать с нового абзаца;
  • указывать номера предложений из текста;
  • не просто цитировать, а анализировать языковое явление.

Клише для аргументов:

  • «Первый пример можно найти в предложении №…, где автор использует…»
  • «Еще одним доказательством этой мысли служит предложение №…, в котором…»
  1. Заключение (20-30 слов) должно содержать:
  • Краткий вывод
  • Подтверждение значимости тезиса

Клише для заключения:

  • «Таким образом, [перефразированный тезис] действительно играет важную роль…»
  • «Подводя итог, можно сказать, что [основная мысль] имеет большое значение…»

Запомните: чёткое следование этому плану — ваше конкурентное преимущество на экзамене. Когда другие будут теряться в догадках, с чего начать, вы уже будете уверенно двигаться к высокому баллу, шаг за шагом раскрывая тему. Подготовьте несколько вариантов вступления и заключения заранее — это сэкономит драгоценные минуты на экзамене и придаст вашей работе завершённый вид.

Пример сочинения 13.1

Тема: «Синонимы делают нашу речь точной, яркой и выразительной» (А.И. Горшков)

Известный лингвист А.И. Горшков подчеркивает важную роль синонимов в русском языке. Я полностью согласен с этим мнением, ведь умелое использование синонимов позволяет избежать повторов и точно выразить мысль.

Во-первых, в предложении 15 автор вместо повторяющегося слова «сказал» использует различные глаголы: «прошептал», «воскликнул», «прокомментировал». Это делает диалог живым и помогает точнее передать эмоции героев.

Во-вторых, в предложениях 22-23 мы видим, как синонимический ряд «прекрасный — чудесный — восхитительный» позволяет автору создать яркий образ природы, избегая при этом однообразия.

Таким образом, синонимы действительно обогащают нашу речь, делая ее более выразительной и точной, что и хотел подчеркнуть А.И. Горшков.

Советы по написанию:

  • внимательно читайте цитату — выделяйте ключевые слова;
  • подбирайте примеры, которые действительно иллюстрируют тезис;
  • не забывайте указывать номера предложений;
  • следите за логикой изложения;
  • проверяйте работу на грамотность.

Помните, что успешное написание сочинения 13.1 требует не только знания теории, но и умения находить языковые явления в тексте. Регулярная практика поможет вам уверенно справиться с этим заданием на экзамене.

В «ПедСистеме« учащиеся регулярно работают над разработкой навыка написания сочинения по русскому языку, а также осваивают аналитическое чтение, развивают логическое мышление, совершенствуют языковое чутьё.

Узнайте об изменениях ОГЭ/ЕГЭ в 2026 году
Форма успешно отправлена!
Наш методист свяжется с Вами в ближайшее время
Ошибка при отправке. Попробуйте позже.

Сочинение 13.2

Сочинение 13.2 — это задание, в котором требуется проанализировать определённый фрагмент текста. В отличие от лингвистического сочинения, здесь важно не столько знание языковых явлений, сколько глубина понимания авторской мысли. Это задание выбирают около 60% выпускников, так как оно кажется более понятным, но и здесь есть свои подводные камни.

Главная сложность заключается в том, чтобы не просто пересказать цитату, а раскрыть её смысл, показав понимание текста в целом. Ваша задача — стать своеобразным «переводчиком» между автором и проверяющим, демонстрируя, что вы уловили суть высказывания.

Как писать сочинение 13.2?

Прежде чем приступать к написанию, важно правильно понять алгоритм работы. Многие ученики совершают ошибку, начиная писать сразу после прочтения цитаты, не обращаясь к тексту целиком. Это в корне неверный подход.

Сначала нужно внимательно прочитать весь текст, затем выделенный фрагмент, и только после этого приступать к анализу. Задайте себе вопросы:

  • Как эта цитата связана с основной мыслью текста?
  • Какие эпизоды подтверждают эту идею?
  • Есть ли в тексте противоположные примеры?

Основные этапы работы:

  • многократное вдумчивое чтение текста;
  • выделение ключевых слов в цитате;
  • поиск связанных эпизодов в тексте;
  • формулирование основной идеи;
  • подбор точных примеров для аргументации.

Важный совет: после составления чернового варианта обязательно сделайте паузу на 2-3 минуты, а затем перечитайте свою работу свежим взглядом. Это поможет заметить логические нестыковки или повторы.

Структура сочинения 13.2

Хорошее сочинение-анализ должно быть похоже на песочные часы: начинаться с широкого введения, сужаться к конкретным примерам и снова расширяться к заключению. Такая структура помогает создать целостное впечатление.

Композиционные элементы:

  • введение (интерпретация цитаты);
  • основная часть (2 аргумента из текста);
  • заключение (вывод + возможная связь с современностью).

Во вступлении важно не просто переписать цитату, а показать, что вы её осмыслили. Например, можно начать с риторического вопроса: «Что имел в виду автор, говоря о…?» или с общего рассуждения: «Проблема, поднятая в этом фрагменте, актуальна во все времена…»

План сочинения 13.2

Для тех, кто боится запутаться в собственных мыслях, предлагаю детализированный план. Он поможет сохранить логику изложения и ничего не упустить.

Тезисная часть (1-2 предложения):

  • «Авторская позиция, выраженная в цитате, заключается в…»;
  • «Эти слова можно понять как…».

Первый аргумент (3-4 предложения):

  • «Обратимся к тексту: в предложениях…»;
  • «Этот эпизод демонстрирует…»;
  • «Автор специально акцентирует внимание на…».

Второй аргумент (3-4 предложения):

  • «Дальнейшее развитие этой мысли мы видим в…»;
  • «Контраст между… и… подчёркивает…»;
  • «Не случайно герой говорит…».

Заключительная часть (2-3 предложения):

  • «Таким образом, через весь текст проходит мысль о…»;
  • «Этот фрагмент особенно важен, потому что…»;
  • «Сегодня эта проблема проявляется в…».

Чтобы узнать о том, где лучше всего готовиться к обязательному ОГЭ по русскому языку, звоните методистам ОГЭ по телефону: 8 800 700 54 07.

Клише для сочинения 13.2

Использование готовых речевых формул — отличный способ сделать свою речь более грамотной и убедительной.

Вступления:

  • «Размышляя над этим фрагментом, я понял, что автор хотел сказать…»;
  • «На первый взгляд, эти слова кажутся простыми, но на самом деле…»;
  • «Цитата затрагивает глубокую проблему…».

Аргументы:

  • «Яркой иллюстрацией этой мысли становится эпизод, где…»;
  • «Нельзя не заметить, как в предложениях…»;
  • «Особенно убедительно это проявляется в сцене…».

Заключения:

  • «Подводя черту под сказанным, хочу отметить…»;
  • «Все приведённые примеры убеждают нас в том, что…»;
  • «Этот фрагмент заставляет задуматься о…».

Однако помните: клише должны органично вписываться в текст, а не заменять собственные мысли.

Шаблон сочинения 13.2

Рассмотрим конкретный пример на основе возможного текста из банка заданий ФИПИ. Представим, что нам досталась цитата: «Доброта — это язык, который глухие могут слышать, а слепые — видеть».

Готовый образец:

Автор текста утверждает, что настоящая доброта не требует специальных органов восприятия. Я понимаю эти слова как мысль о том, что добрые поступки говорят сами за себя, их невозможно не заметить.

Во-первых, это подтверждается примером из текста. В предложениях 15-18 описывается, как главный герой, не говоря ни слова, помогает старушке перейти дорогу. Этот эпизод показывает, что его доброе сердце проявлялось в действиях, а не в громких словах.

Кроме того, в предложениях 32-35 слепая девочка безошибочно узнаёт героя по его бережному отношению. Это доказывает, что доброту действительно можно «увидеть» сердцем, даже когда глаза не видят.

Таким образом, автор прав: истинная доброта — это универсальный язык, понятный всем. В нашем мире, полном фальши, такие примеры искренности особенно ценны.

Узнайте проходные баллы ОГЭ/ЕГЭ в 2026 году
Оставьте заявку, и мы проинформируем Вас обо всех нововведениях
Форма успешно отправлена!
Наш методист свяжется с Вами в ближайшее время
Ошибка при отправке. Попробуйте позже.

Как писать сочинение 13.3?

Сочинение 13.3 — это размышление на морально-нравственную тему, основанное на предложенном тексте. В отличие от других форматов, здесь особенно ценится ваша способность связывать литературный материал с жизненным опытом. Это задание выбирают около 70% девятиклассников, но многие недооценивают его глубину.

Главная особенность этого сочинения — необходимость дать четкое определение этическому понятию. Не стоит путать его с сочинением 13.2: если там мы анализируем конкретную цитату, то здесь работаем с абстрактным понятием (дружба, мужество, доброта и т.д.), раскрывая его через текст и жизненные примеры.

5 ключевых правил:

  • начинайте с четкого определения;
  • используйте минимум один пример из текста;
  • приводите жизненный пример (не из текста);
  • следите за логикой рассуждений;
  • избегайте банальностей и штампов.

Структура сочинения 13.3

Идеальное сочинение 13.3 напоминает бриллиант: каждая грань (часть) должна быть отполирована и сверкать смыслом. В отличие от других форматов, здесь особенно важна плавность переходов между абзацами.

Композиция:

  • тезис (определение понятия + комментарий);
  • аргумент 1 (пример из текста с анализом);
  • аргумент 2 (пример из жизни/литературы/истории);
  • вывод (обобщение + личная позиция).

Объем каждого раздела:

  • введение: 3-4 предложения;
  • каждый аргумент: 4-5 предложений;
  • заключение: 2-3 предложения.

Структура сочинения-рассуждения на протяжении многих лет остается неизменной и строго регламентированной.

План сочинения 13.3

Для систематизации мыслей используйте этот детализированный план:

  1. Определение понятия:
  • «Что такое [понятие]?»;
  • «Как я понимаю это слово?».
  1. Комментарий к определению
  • «Почему это важно?»;
  • «Как это проявляется в жизни?».
  1. Первый аргумент (из текста)
  • «В предложениях … мы видим пример…»;
  • «Герой поступает так, потому что…».
  1. Второй аргумент (из жизни)
  • «В моем опыте было похожее…»;
  • «Исторический пример: …».
  1. Заключение
  • «Таким образом, …»;
  • «Понятие важно, потому что…».

Преподаватель русского языка центра «ПедСистема» отмечает: «Навык составления плана — универсальный инструмент, который не только оптимизирует временные затраты, но и существенно облегчает любой вид интеллектуальной деятельности».

Клише для сочинения 13.3

Используйте эти фразы для:

Определений:

  • «[Понятие] — это…»;
  • «Под [понятием] я понимаю…»;
  • «Многие считают, что [понятие] означает…».

Аргументов:

  • «Яркий пример мы видим в тексте: …»;
  • «Это подтверждается случаем из моей жизни: …»;
  • «Нельзя не вспомнить историю о…».

Выводов:

  • «Все эти примеры показывают, что…»;
  • «Размышляя об этом, понимаешь…»;
  • «Важно помнить, что…».

Благодаря им, ваш текст получится грамотным.

Определения для сочинения 13.3

Готовые формулировки для распространенных понятий:

  • дружба — бескорыстные личные взаимоотношения, основанные на доверии, общности интересов и взаимопонимании;
  • мужество — способность сохранять стойкость духа перед лицом опасности или трудностей;
  • доброта — стремление делать благо другим без ожидания награды;
  • честность — качество, выражающееся в правдивости, принципиальности и верности своим обязательствам;
  • ответственность — готовность отвечать за свои поступки и их последствия.

Заранее пропишите определения стандартных понятий и запомните их.

Шаблон сочинения 13.3

Что такое настоящая дружба?

Дружба — это отношения между людьми, основанные на взаимном доверии и готовности прийти на помощь в трудную минуту. Я считаю, что настоящий друг всегда останется рядом, даже когда это невыгодно.

В тексте А. Иванова мы находим подтверждение этой мысли. В предложениях 15-18 описывается, как герой, рискуя своей репутацией, защищает друга от несправедливых обвинений. Этот эпизод показывает, что истинная дружба проявляется в поступках, а не в словах.

Не могу не вспомнить случай из собственной жизни. Когда я заболел перед важной олимпиадой, мой друг каждый день приносил мне задания и объяснял новые темы, хотя сам был очень занят. Этот опыт научил меня ценить тех, кто готов жертвовать своим временем ради других.

Таким образом, дружба действительно проверяется в трудностях. Каждый из нас должен стремиться быть таким другом, какого хотел бы иметь сам.

Критерии оценивания сочинения ОГЭ

Система оценки сочинения на ОГЭ по русскому языку — это не просто формальность, а четкий ориентир для экзаменуемых. Понимая критерии , вы сможете правильно выстроить работу и получить наилучший балл. В 2026 году сохраняется традиционная система оценивания, где за сочинение можно получить до 9 первичных баллов: 7 баллов за содержание и 2 балла за речевое оформление.

Содержательные критерии (максимум 7 баллов)

К1. Понимание смысла фрагмента/формулировка проблемы (1 балл) ·         точное определение основной мысли;

·         отсутствие искажений авторской позиции;

·         четкая формулировка тезиса.

 

К2. Наличие примеров-аргументов (3 балла)

 

·         два примера из текста (для максимального балла);

·         точные отсылки к предложениям;

·         глубокий анализ, а не просто цитирование.

 

К3. Смысловая цельность (2 балла)

 

·         логичные переходы между частями;

·         отсутствие противоречий;

·         последовательность изложения.

 

К4. Композиционная стройность (1 балл)

 

·         наличие всех структурных элементов;

·         правильное соотношение частей;

·         грамотное абзацное членение.

 

Речевые критерии (максимум 2 балла)

Р1. Точность и выразительность речи (1 балл)

 

·         уместное использование средств выразительности;

·         отсутствие речевых штампов;

·         богатство лексики.

 

Р2. Соблюдение речевых норм (1 балл)

 

·         отсутствие речевых ошибок;

·         правильное употребление слов;

·         соответствие стилю.

 

 

Практические советы для высокого балла:

1. Перед написанием сделайте «разметку» текста: подчеркните ключевые фразы, отметьте номера предложений, которые будете использовать в аргументах.

2. Распределите время:

  • 10 минут — анализ текста и составление плана;
  • 25 минут — написание черновика;
  • 10 минут — проверка и переписывание на чистовик;
  • 5 минут — финальная проверка.

3. Оптимальный размер:

  • 1 — 120-150 слов;
  • 2 — 110-140;
  • 3 — 100-130.

Запомните: проверяющие ценят не только грамотность, но и глубину понимания текста, оригинальность мысли, умение выстраивать логичные рассуждения. Тренируйтесь писать сочинения на время, анализируйте образцы работ с высокими баллами — и успех на экзамене вам гарантирован!

Репетиторский центр «ПедСистема» напоминает, что русский язык – обязательный предмет, поэтому готовиться к нему следует с особенным вниманием. Заполните форму ниже и узнайте свой текущий уровень знаний, а мы поможем составить индивидуальный план подготовки.

Выберите предмет и получите скидки и бонусы при подготовке к ОГЭ/ЕГЭ
Оставьте заявку, и мы включим Вас в бонусную программу
Форма успешно отправлена!
Наш методист свяжется с Вами в ближайшее время
Ошибка при отправке. Попробуйте позже.

 

button-icon
bg-img
Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ