
ОГЭ по русскому языку — один из ключевых экзаменов для девятиклассников, обязательный для всех выпускников. Это не просто формальность, а важный этап школьного образования, подтверждающий уровень владения государственным языком Российской Федерации.
Успешная сдача ОГЭ открывает путь к дальнейшему обучению — будь то поступление в колледж или продолжение образования в 10-11 классах.
В этой статье разберем структуру экзамена, типичные задания и дадим практические советы, которые помогут уверенно справиться с испытанием.
Структура заданий ОГЭ по русскому языку
Экзамен состоит из трёх частей, которые проверяют разные навыки:
Часть | Тип заданий | Время |
1. Изложение | Сжатый пересказ аудиотекста | 45-60 мин |
2. Тест | 7 заданий с кратким ответом | 40-60 мин |
3. Сочинение | Рассуждение на основе текста | 1,5–2 часа |
Общее время: 235 минут (3 часа 55 минут).
Максимальный балл: 37.
Обязательно ознакомьтесь с возможными изменениями в изложении ОГЭ 2026 и как написать его на максимальный балл в нашем материале.
Задание 2 ОГЭ по русскому языку
Необходимо произвести грамматический анализ предложения. Его цель – проверить умение выделять грамматическую основу и анализировать структуру предложения.
Это главные члены предложения (подлежащее и сказуемое), которые образуют его смысловой центр.
Подлежащее может быть выражено:
- существительным или местоимением («Дети играли»);
- инфинитивом («Учиться — важно»);
- цельным словосочетанием («Несколько человек опоздали»).
Сказуемое бывает:
- простым глагольным («Он бегает»);
- составным глагольным («Он закончил рисовать»);
- составным именным («Конкурс был интересным»).
Пример для разбора: «Казалось, даже ветер, обычно неугомонный в этих краях, на мгновение затаил дыхание, слушая её пение».
Грамматическая основа:
- главное предложение: «казалось» (односоставное безличное);
- придаточное: «ветер затаил дыхание».
Сложности:
- вводное слово «казалось» не входит в основу;
- определение «обычно неугомонный» осложняет поиск подлежащего;
- деепричастный оборот «слушая её пение» не является частью основы.
Алгоритм выполнения задания:
- найдите подлежащее (Кто/что совершает действие? О ком/чем идет речь?);
- определите сказуемое (Что делает предмет? Что про него сказано?).
Обратите внимание:
- Нет ли однородных членов?
- Не является ли предложение односоставным?
- Не скрыто ли сказуемое в сложной форме?
Типичные ошибки:
- путают подлежащее и дополнение («Учитель объяснял (кому?) ученикам» — основа «учитель объяснял»);
- включают второстепенные члены в основу («Осенью листья падают» — основа «листья падают», а не «осенью листья»).
Практика:
- выделите грамматическую основу: «Когда солнце скрылось за горизонтом, на небе, словно по волшебству, вспыхнули первые звёзды»;
- ответ: главное предложение: «вспыхнули звёзды»;
- придаточное: «солнце скрылось».
Вывод: тренируйтесь на сложных предложениях с причастными оборотами и вводными словами — это поможет избежать ошибок на экзамене.
Задание 3 ОГЭ по русскому языку
Цель задания: необходимо проанализировать предложения текста и определить, какие из приведённых характеристик верны. Рассмотрим ключевые аспекты для правильного выполнения.
Основные понятия для анализа:
- цитирование — прямая речь, заключённая в кавычки;
- составное именное сказуемое — состоит из глагола-связки и именной части (например: «стало призванием»);
- типы сложных предложений: сложносочинённые (равноправные части, союзы «и», «а», «но») и сложноподчинённые (есть главное и зависимое предложение);
- осложнённые предложения могут содержать: однородные члены, обособленные обороты, вводные конструкции.
Возьмём для анализа предложение: «Несмотря на усталость, участники экспедиции, среди которых было трое студентов, продолжали упорно двигаться вперёд, преодолевая трудности и ведя подробные записи».
Характеристики:
- содержит обособленное обстоятельство («несмотря на усталость»);
- имеет придаточное определительное («среди которых было трое студентов»);
- включает однородные деепричастные обороты («преодолевая… и ведя..».);
- является сложноподчинённым.
Частые ошибки:
- путаница между сочинительной и подчинительной связью;
- неверное определение типа сказуемого;
- пропуск осложняющих элементов при анализе;
- неправильное распознавание цитат.
Рекомендуем при выполнении задания:
- сначала выделите грамматические основы;
- определите тип предложения;
- найдите все осложняющие элементы;
- проверьте наличие цитирования;
- только затем сопоставляйте с предложенными вариантами.
Важно: тренируйтесь на разных типах предложений — с причастными оборотами, вводными словами, различными видами сложных конструкций. Это поможет уверенно справиться с заданием на экзамене.
Задание 4 ОГЭ по русскому языку
Цель – научиться определять, какое пунктуационное правило применяется в конкретном предложении. Например:
1. Тире между подлежащим и сказуемым
Правило: тире ставится между двумя существительными в именительном падеже, если между ними нет слова «это», «есть» или подобных.
Пример: «Главная цель девятиклассника — успешная сдача ОГЭ»:
- подлежащее: «цель» (существительное в И.п.);
- сказуемое: «сдача» (существительное в И.п.);
- тире заменяет отсутствующую связку «есть».
2. Двоеточие в бессоюзном предложении
Правило: если вторая часть предложения объясняет или раскрывает смысл первой — ставим двоеточие.
Пример: «Результаты экзамена порадовали: все ученики справились с заданиями»:
- вторая часть поясняет, чем именно порадовали результаты;
- между частями ставится двоеточие.
Алгоритм выполнения задания:
- внимательно прочитать формулировки правил;
- проанализировать каждое предложение на предмет указанных знаков препинания;
- определить, какое правило применяется в конкретном случае;
- проверить, нет ли исключений или особых условий.
Типичные ошибки:
- путаница между двоеточием и тире;
- неправильное определение границ причастного оборота;
- неверное определение главных членов предложения при постановке тире.
Задание 5 ОГЭ по русскому языку
Суть задания: предлагается текст с пропущенными знаками препинания. Нужно определить, на каких позициях должны стоять конкретные знаки препинания.
Типы знаков, которые могут встречаться: запятые, тире, двоеточия, кавычки, скобки.
Пример. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
«Когда мы приехали на озеро (1) которое местные жители называли Глазом земли(2) уже начинало темнеть(3) и первые звёзды(4) мерцая(5) появлялись на небе».
Анализ постановки запятой:
- (1) — перед союзным словом «которое» (начало придаточного предложения)
- (2) — после придаточного предложения
- (3) — перед союзом «и» в сложносочинённом предложении
- (4) — деепричастным оборотом «мерцая»
Правильный ответ: 1, 2, 3, 5
Алгоритм выполнения:
- прочитайте предложение целиком;
- определите грамматическую основу;
- найдите: причастные/деепричастные обороты, однородные члены, сравнительные обороты, вводные конструкции, границы сложных предложений;
- проверьте необходимость: обособлений, разделительных знаков между частями сложного предложения, выделения прямой речи или названий.
Важно! В ОГЭ обычно просят расставить только один тип знаков препинания в одном задании.
Задание 6 ОГЭ по русскому языку
Цель: знать, в каких вариантах дано правильное объяснение написания выделенного слова. Рассмотрим типичные случаи и стратегию выполнения.
Основные типы орфограмм в задании:
- правописание приставок: пре-/при- (прервать — прибрежный), Написание согласных (рассказ — разбег);
- чередующиеся гласные в корне: -лаг-/лож- (излагать — изложение), -раст-/ращ-/рос- (растение — выращенный);
- правописание суффиксов: -ек/-ик (ключик — замочек), -ова/-ева (танцевать — горевать);
- н/нн в разных частях речи: в прилагательных (ветреный — безветренный), причастиях (крашеный — покрашенный).
Практическое задание. Определите верные объяснения:
- ПРИОТКРЫТЬ — приставка ПРИ- указывает на неполноту действия.
- ВЫРАЩИВАТЬ — в корне с чередованием пишется «А» перед «Щ».
- ДИСЦИПЛИНА — приставка ДИС- пишется перед глухим согласным.
- ТОНЬШЕ — в сравнительной степени на конце после шипящего пишется Е.
- НЕ ЗАМЕТИВ — частица НЕ с деепричастием пишется раздельно.
Ответ: 1, 2, 5
Неверные: 3, 4
Почему?
- 3: приставка ДИС- не зависит от глухости/звонкости следующего звука;
- 4: после шипящих в сравнительной степени пишется Ё, а не Е.
Важные замечания:
- внимательно читайте формулировки объяснений;
- проверяйте каждую часть правила (условия написания);
- помните исключения (например, «ветреный» — 1 Н, но «безветренный» — 2 Н);
- обращайте внимание на часть речи (например, «не заметив» — деепричастие, пишется раздельно).
Не забывайте готовиться к допуску ОГЭ – итоговому собеседованию 2026!
Задание 7 ОГЭ по русскому языку
Цель: определить, на каких позициях в тексте пропущена указанная буква.
Типичные ошибки:
- путаница в глагольных окончаниях (-Е/-И);
- незнание исключений (серебряный);
- неправильное определение падежных окончаний;
- ошибки в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.
Совет: при подготовке – составьте таблицу:
- глагольные окончания;
- падежные окончания существительных;
- суффиксы прилагательных и причастий;
- слова-исключения.
Важно! В задании может быть любая буква, поэтому нужно:
- анализировать конкретно указанную букву;
- не искать «вообще пропущенные буквы»;
- точно определять часть слова (корень, суффикс, окончание).
Из чего состоит итоговое собеседование читайте здесь.
Задание 8 ОГЭ по русскому языку
Цель: уметь правильно изменять слова (местоимения, существительные, глаголы, числительные) в соответствии с нормами современного русского языка.
Основные типы заданий:
1. Падежные формы местоимений
Правило: Местоимения склоняются по падежам. Важно правильно определить падеж по вопросу и предлогу:
- пример: «Я подошёл к (она), чтобы попрощаться»;
- вопрос: к кому? → дательный падеж → к ней;
- ответ: к ней.
2. Родительный падеж множественного числа существительных
Правило: Некоторые существительные в Р. п. мн. ч. имеют нулевое окончание или изменяют основу:
- пример: «На ужин мама приготовила салат из огурцов и (помидоры)»;
- вопрос: из чего? → Р. п. мн. ч. → помидоров.
- ответ: помидоров.
3. Формы глаголов (время, лицо, род, число):
- правило: будущее время: глаголы совершенного вида (что сделать?) изменяются по лицам. Пример 1 (будущее время): «Установка оборудования (сберечь) здоровье жителей». Что сделает? → сбережёт;
- прошедшее время: согласуются с подлежащим в роде и числе. Пример 2 (прошедшее время): «Автомобиль (заглохнуть) из-за нехватки бензина». Что сделал? (м. р.) → заглох.
4. Склонение числительных
- правило: числительные изменяются по падежам, часто с изменением основы;
- пример: «В соревнованиях участвовало около (пятьсот) человек». Вопрос: около чего? → Р. п. → пятисот.
Важные замечания:
- внимательно читайте предложение – определяйте грамматическую связь слов;
- проверяйте часть речи (глагол, существительное, местоимение и т. д.);
- помните исключения (например, помидоры → помидоров, но апельсины → апельсинов).
Совет: тренируйтесь на примерах из открытого банка ФИПИ, чтобы автоматизировать навык!
Задание 9 ОГЭ по русскому языку
Цель: проверить умение анализировать и преобразовывать словосочетания, меняя тип подчинительной связи (согласование, управление, примыкание) с сохранением смысла.
Типы подчинительной связи:
Тип связи | Характеристика | Примеры |
Согласование | Зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже (обычно прилагательное, причастие, местоимение). | утренняя пробежка, летящий шар |
Управление | Зависимое слово стоит в определённом падеже (существительное или местоимение с/без предлога). | читать книгу, подойти к дому |
Примыкание | Зависимое слово связано только по смыслу (наречие, деепричастие, инфинитив). | бежать быстро, желание учиться |
Алгоритм выполнения:
1. Определите тип связи в исходном словосочетании.
2. Подберите синонимичное словосочетание с требуемым типом связи:
- если нужно заменить примыкание → согласование, наречие замените прилагательным (утром → утренний);
- для замены управление → согласование существительное с предлогом замените прилагательным (из шёлка → шёлковый);
3. Проверьте грамматическую сочетаемость: род, число, падеж зависимого слова.
Примеры преобразований:
1. Примыкание → согласование:
- исходное: «пробежка утром» (примыкание: утром — наречие);
- утренняя пробежка (согласование: утренняя — прил., ж.р., ед.ч.).
2. Управление → согласование:
- исходное: «платье в горошек» (управление: в горошек — сущ. с предлогом);
- гороховое платье (согласование: гороховое — прил.).
3. Согласование → управление:
- исходное: «деревянный стол» (согласование: деревянный — прил.);
- стол из дерева (управление: из дерева — сущ. с предлогом).
Помните: при согласовании зависимое слово должно совпадать в роде, числе и падеже с главным.
Задания 10, 11 и 12 ОГЭ по русскому языку
Задание 10 — проверяет понимание смысла текста. Нужно проанализировать проблему, позицию автора или героя. Из предложенных вариантов выбрать те, которые подтверждают или опровергают ключевые идеи текста.
Задание 11 — проверяет знание средств выразительности. Требуется найти предложения с тропами (метафора, сравнение, эпитет и др.) или стилистическими фигурами (антитеза, риторический вопрос и т. д.). Важно отличать прямое и переносное значение слов!
Задание 12 — проверяет лексический анализ. Анализирует синонимы, антонимы, стилистическую окраску слов, значение фразеологизмов. Может потребоваться подобрать синонимичную замену или объяснить смысл слова в контексте.
Все три задания требуют внимательного чтения текста и умения анализировать его на разных уровнях (смысл, язык, стиль).
13 задание – написание сочинения. О том, как правильно его писать, мы подробно рассказали здесь.
Советы для максимального балла:
- изложение: конспектируйте ключевые слова во время аудирования;
- тест: сначала решайте лёгкие задания (орфография), потом сложные (синтаксис);
- сочинение: заранее подготовьте 5–6 универсальных примеров из литературы и жизни.
Системная подготовка + понимание структуры = высокий балл. Уделите особое внимание сочинению и изложению — они дают 11 из 37 баллов!
Подготовка к ОГЭ по русскому языку
Составляем план подготовки:
Этап 1. Диагностика знаний (1–2 недели):
- решите демоверсию ОГЭ, чтобы понять свои слабые места;
- выпишите темы, которые вызывают затруднения.
Этап 2. Теория + практика (2–3 месяца):
- 2–3 раза в неделю разбирайте новую тему (например: причастия и деепричастия, типы подчинительной связи, однородные члены предложения);
- после изучения правила решайте 10–15 тестовых заданий по этой теме.
Этап 3. Отработка изложений и сочинений (1 месяц):
- раз в неделю пишите изложение и сочинение на время;
- проверяйте работы по критериям или просите учителя дать обратную связь.
Этап 4. Решение полных вариантов (последний месяц):
- каждую неделю пишите полный вариант ОГЭ на время (3 часа 55 минут);
- анализируйте ошибки и повторяйте проблемные темы.
Запомните! Подготовиться за день, неделю или месяц к сдаче ОГЭ невозможно! Лучше начинать системную подготовку за год до начала экзаменов! В таком случае вас не настигнет выгорание и экзамены оставят приятные эмоции.
Если сомневаетесь в самостоятельной подготовке, то приглашаем вас на очные занятия с опытными педагогами в наш репетиторский центр «ПедСистема». Мы поможем закрыть пробелы» в знаниях и получить «отлично» на ОГЭ по русскому языку! Для записи на бесплатное пробное занятие звоните 8 (800) 700-54-07.