
Система российского образования демонстрирует курс на поэтапную и взвешенную трансформацию. Очередным шагом в этом направлении стали проекты контрольно-измерительных материалов (КИМ) для Основного государственного экзамена (ОГЭ) в 2026 году. В отличие от масштабных реформ прошлых лет, нынешние правки носят точечный и методический характер. Их цель — не усложнить экзамен, а сделать его более объективным, современным и логичным для выпускников 9-х классов. Анализ документов позволяет говорить не о кардинальных переменах, а о тонкой настройке существующего механизма.
Важно понимать, что эти изменения — лишь проект, вынесенный на общественное обсуждение. Окончательные версии демонстрационных вариантов будут утверждены осенью. Однако уже сейчас можно с уверенностью говорить о ключевых векторах развития ОГЭ.
Каких предметов не коснулись изменения?
Значительная часть учебных дисциплин осталась неизменной. Это говорит о стабильности и отработанности формата экзаменов по этим направлениям. В 2026 году выпускники могут готовиться по проверенным материалам прошлых лет по следующим предметам:
Структура и содержание заданий по этим дисциплинам полностью сохранены. Единственное общее для всех нововведение — включение в спецификацию пункта, явно отражающего соответствие каждого задания школьной программе. Это повышает прозрачность экзамена для педагогов и родителей.
Изменения в ОГЭ 2026 по русскому языку
Русский язык претерпел, пожалуй, самые концептуальные, хотя и не структурные, изменения. Экзамен не стал сложнее, но сместил свои акценты:
- новый подход к аргументации. Теперь во всех типах сочинений (13.1, 13.2, 13.3) аргументы необходимо приводить исключительно из предложенного в КИМ текста. Примеры из жизненного или читательского опыта больше не засчитываются как полноценные аргументы и могут принести лишь 1 балл из 3 возможных;
- унификация критериев. Формулировки заданий и критериев для всех сочинений приведены к единому стандарту, что упрощает понимание требований для ученика;
- смягчение оценки логики. Количество допустимых логических ошибок для получения 1 балла по критерию «Логичность речи» увеличено до двух;
- жесткие требования к объему. Работы, в которых суммарно набрано менее 140 слов (70 на изложение и 70 на сочинение), автоматически получают 0 баллов по всем критериям грамотности. Это исключает возможность частичного выполнения работы.
Экспертное мнение: предложенные изменения — четкий сигнал о сближении форматов ОГЭ и ЕГЭ. Уходит в прошлое «сочинение-рассуждение» в его бытовом понимании. Его место занимает аналитическая работа с текстом, требующая глубокого погружения в предложенный материал. Это развивает навыки анализа, но ограничивает возможность ученика блеснуть эрудицией.
Изменения в ОГЭ по литературе 2026
Корректировки в литературе направлены на повышение точности и глубины анализа текстов.
- увеличение баллов. Максимальный первичный балл за работу повышен с 37 до 39;
- перераспределение веса заданий. Баллы за задания 1.1/1.2 и 3.1/3.2 увеличены с 4 до 5. Балл за сопоставительное задание 4 снижен с 8 до 7. Балл за сочинение (задание 5) увеличен с 16 до 17;
- новый критерий. Введен отдельный критерий «Фактологическая точность сочинения» (2 балла), который проверяет точность понимания произведения и деталей сюжета;
- четкие инструкции. Во всех заданиях теперь даны пошаговые рекомендации по выполнению, что делает процесс более понятным для экзаменуемого.
Увеличение веса сочинения и введение критерия фактической точности — это попытка бороться с поверхностным прочтением произведений. Теперь важно не просто знать сюжет, но и помнить ключевые детали, имена, поступки героев. Экзамен поощряет вдумчивого, внимательного читателя.
Изменения в ОГЭ по географии 2026
Изменения в географии минимальны и носят сугубо технический характер. Произошло банальное изменение последовательности. Задание №30 (по нумерации 2025 года), посвященное субъектам Российской Федерации, перенесено на позицию №21.
Данная правка, вероятно, продиктована логикой построения экзаменационной работы. Возможно, задание на знание субъектов РФ теперь расположено в более подходящем тематическом блоке, что сделает процесс выполнения более последовательным для ученика.
Изменения в ОГЭ по информатике 2026
Правки в информатике вызваны не педагогическими, а технологическими причинами — курсом на импортозамещение программного обеспечения. Происходит переход на открытые форматы. Все практические задания второй части теперь должны выполняться с использованием свободно распространяемого ПО (LibreOffice, OpenOffice).
Новые стандарты файлов:
- текстовый файл для задания 13.1 — только в формате .odt;
- презентация для задания 13.2 — в формате .odp;
- файл с электронной таблицей для задания 14 — в формате .ods;
- решение для задания «Робот» можно записать в простом текстовом редакторе в формате .txt.
Это важный и своевременный шаг. Он не усложняет экзамен по сути, но требует от школьников и педагогов заблаговременного знакомства с новым программным пакетом. Это способствует развитию цифровой грамотности в отрыве от конкретных проприетарных продуктов.
Подготовка к ОГЭ 2026 с учетом изменений
Несмотря на то, что изменения кажутся точечными, готовиться к экзаменам нужно уже с их учетом:
- акцент на анализ текста. Для русского языка и литературы необходимо тренировать навык выявления аргументов и примеров внутри одного предложенного текста. Упражнения на пересказ и поиск иллюстраций к тезисам в незнакомом тексте станут ключевыми;
- освоение нового ПО. Ученикам, выбравшим информатику, стоит уже в начале учебного года установить и начать активно использовать LibreOffice или OpenOffice для выполнения практических работ;
- внимание к деталям. Высокие баллы по литературе теперь невозможны без скрупулезного внимания к тексту произведений. Стоит делать акцент на точном запоминании фактов, имен и событий;
- неукоснительное соблюдение формальностей. Жесткое правило по объему работы в русском языке означает, что на экзамене необходимо строго следить за количеством слов. Нельзя надеяться на поблажки.
Представленные изменения в ОГЭ-2026 — это не землетрясение, а плановая «техническая служба» образовательной системы. Они отражают общие тенденции: цифровизацию, переход на отечественное ПО, унификацию процедур и повышение объективности оценки.
Главный вывод для девятиклассников и педагогов — начинать готовиться стоит как можно раньше, используя актуальные проекты демоверсий. Стабильность большей части предметов позволяет сделать это уверенно, а новации — это не препятствия, а новые правила, к которым можно и нужно адаптироваться. Успех на экзамене будет зависеть не от страха перед переменами, а от качества и своевременности подготовки.